Как Днепр стал столицей пылесосов

Многие жители Днепра, особенно старшего возраста, хорошо знакомы с изделиями Днепропетровского агрегатного завода. Об истории завода рассказали на странице “Музей історії Дніпра” в Facebook.

Свою историю завод ведет от Мастерской по изготовлению школьных наглядных пособий. Приказ о ее создании вышел в 1926 году. В следующем, 1927, году мастерская начала выпускать свою продукцию. Именно этот год и считается годом основания агрегатного завода. Мастерская находилась на углу пр. К. Маркса и ул. Фрунзе (сейчас – ул. Василия Чапленко). Здесь выпускались такие изделия, как электрофорные машинки, катушки Румкорфа, Магдебургские полушария, макеты-разрезы паровых машин и двигателей внутреннего сгорания.

В 1932 году мастерские переросли в станкостроительный завод № 2, которому в 1934 году было присвоено имя Георгия Димитрова. Главным профилем завода отмечался выпуск токарно-винторезных станков. Эта задача требовало большого производственного помещения и в 1935 г. от склада завода им. Димитрова выделили завод Физприбор № 14 (имени В. П. Затонского). Он разместился там, где сейчас и находится Агрегатный завод. Заводы № 2 и № 14 кроме наглядных пособий выпускали токарно-винторезные станки ТВ-1 и ТВ-2 (не более 20 в месяц). В 1939 г. на заводе № 14 было создано цех для производства корпусов 45-милиметровой противотанковых снарядов, а позже детонаторов для противотанковых и противопехотных мин.

Начало Второй мировой войны определило главные приоритеты в деятельности предприятия. Производство физприборов становится второстепенным. В 1940 г. заводу было поручено освоить массовый выпуск поршневых колец для авиационных моторов. Военный вектор производства изменил и подчинение завода № 14, который передали в ведение Наркомата авиационной промышленности СССР и он стал именоваться Союзным государственным заводом №462. К началу периода оккупации завод имел одиннадцать зданий общей площадью 3000 квадратных метров. На заводе работало более тысячи человек.

По мере продвижения нацистских войск завод был эвакуирован в г. Молотов (Пермь). Там он был объединен с одним из московских заводов в завод авиационных моторов № 19 (им. Сталина; сейчас Пермский моторный завод). Но в Пермь отправилось не все мощности Днепропетровского завода, часть была эвакуирована в г. Саратов, где они вошли в состав местного оборонного предприятия. В самом же Днепропетровске в период оккупации нацисты использовали заводские мастерские для ремонта своего автотранспорта и даже достроили некоторые незавершенные объекты и построили новые. Во время военных действий завод хотя и претерпел разрушения, но они были не катастрофическими.

С возвращением в город советской власти в 1943 году для обследования завода прибывает его директор предвоенных лет – М. Ф. Иванов. По предложению последнего на базе завода развернули ремонтно-механические мастерские для нужд военных, начали работу по восстановлению завода. Кроме сотрудников, в этом процессе задействовали также рабочих и специалистов из числа немецких военнопленных.

Завод стал называться № 489. Некоторое время на нем продолжали ремонтировать автомобили ГАЗ-АА для фронта, выпуская также для народного хозяйства тракторные гильзы, оконные петли, поворотные слесарные тиски и тому подобное. С 1947 г. завод начал становиться действительно агрегатным. Здесь освоили производство тринадцати наименований авиационных агрегатов. В 1945 г. сменился директор завода: М. Ф. Иванов возглавил Днепропетровский радиозавод, который находился на этапе строительства, а руководителем агрегатного стал Михаил Игнатьевич Рогозин.

В 1948 году освоили выпуск карбюраторов К-14 для автомобильных моторов К14У-5 для двигателей зерноуборочных комбайнов. В начале 1950-х гг. освоили производство новых типов насосов (шестеренчатых и центробежных), а также электродвигателей постоянного тока. В 1952 г. на заводе впервые был разработали и поставили на производство бытовой электропылесос ПС-1. С 1954 года уже серийно выпускали пылесосы “Днепр-2” и “Днепр-3” (25 тыс. штук в год). Во второй половине 1950-х – первой 1960-х гг. значительно расширили выпуск электродвигателей и центробежных насосов, освоили новый бытовой пылесос «Ракета» (выпускали до 200 тыс в год), электровентилятор ВЕ-1 (250 тыс в год). Значение товаров народного употребления для агрегатного завода не уступало авиационной технике.

В 1966 году заводу, долгое время известному лишь как «почтовый ящик 210», присвоили новое название «Днепропетровский агрегатный завод». С 1966 по 1982 годы здесь освоили серийное производство прецизионных плунжерных насосов, получивших общее название “агрегаты высокого давления” НП-85, НП-96А и НП-96М, НП-103, НП-108 и другие. В 1982 году только для народного хозяйства (кроме спецтехники) выпустили более 20 наименований изделий, в том числе более 676 тысяч пылесосов, 331 тысячу настольных электровентиляторов. По выпуску пылесосов завод занял лидирующую позицию в СССР, их стали использовать в салонах самолетов гражданской авиации и на орбитальной космической станции «Салют». Кардинально изменилась и организационная структура завода – были созданы специализированные производства, ориентированные на выпуск продукции определенного назначения: агрегаты высокого давления (производство № 1), товаров народного потребления (производство № 2), электродвигатели для авиации и авиатехники (№ 3), центробежных насосов (№ 4).

В 1980-х гг. запустили в производство модифицированный ряд пылесосов четвертого поколения – «Ракета-9», «Ракета-9А», «Ракета-9В», «Ракета-12». В 1988 году выпуск пылесосов достиг 810 тыс. единиц в год, практически каждый второй советский пылесос выпускали на агрегатном заводе.

Но с конца 1980-х гг. производство пошло на спад. В 1990 году завод преобразован в Производственное объединение «Днепропетровский агрегатный завод». В 1996 г. агрегатный завод был преобразован в Открытое акционерное общество «Днепропетровский агрегатный завод». В сложные времена снижения производства, сокращения работников на заводе разработали пятое поколение пылесосов – «Ракета-30». Агрегатный завод продолжает действовать и сегодня. В начале 2000-х гг. появились «Ракета 35», «Ракета 40», «Ракета 45». Сейчас здесь выпускается горно-шахтное оборудование, электродвигатели, генераторы и другое оборудование.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: