Где взять миллиард, как мудро им распорядиться: инструкция для чиновников и депутатов
Вот уже несколько месяцев мы изучаем бюджет Днепра, разбираемся с тратами коммунальных предприятий и программами городского совета. Траты постоянно растут, количество программ все увеличивается. Что же делать? Сегодня мы представим ряд предложений, которые бы позволили сэкономить городу огромную сумму.
Начнем с чиновников. Статья «государственное управление» в бюджете города на 2017 год, куда входят зарплата чиновников, оплата коммунальных услуг, покупка канцтоваров и прочих предметов для их работы, исчисляется суммой более чем в 200 млн. грн. Всего на данный момент только в исполнительных органах Днепровского горсовета трудятся 1138 чиновников. Эффективно ли используются такие огромные трудовые ресурсы и можно ли сократить количество чиновников? Приведем несколько интересных фактов.
Во-первых, во всех департаментах есть чиновники, единственная функциональная задача которых — беготня по кабинетам для сбора подписей на документах. Те, кто бывал на заседаниях постоянных комиссий перед сессией, могли заметить толпу при входе в кабинет, где заседает комиссия. Это и есть «чиновники-бегуны», авторы решений или их посланцы, которым нужна заветная подпись на документе. У многих рядовых чиновников сбор подписей на документах и перекладывание бумажек из одного кабинета в другой занимает не менее 40% рабочего времени. Причина тому — десятки согласований, которые сами же чиновники и депутаты создали и которые можно попросту сократить. Например, внедрить эффективную систему электронного документооборота с электронной цифровой подписью.
Во-вторых, в структуре горсовета достаточно отделов и других подразделений, которые дублируют деятельность друг друга. К примеру, в структуре департамента обеспечения деятельности городского совета есть отдел финансово-бюджетного контроля с функционалом, который дублирует работу департамента экономики, финансов и городского бюджета. И таких отделов в горсовете масса. Недавно создали департамент стратегического развития и инвестиций, который будет выполнять программы в сфере транспорта и благоустройства города. А для этих целей в горсовете уже существуют соответствующие департаменты.
В-третьих, есть отделы, которые в 21 веке выглядят просто смехотворно. Например, отдел корректировки в управлении деловодства. Их главная задача — проверка важных документов на орфографию и стилистику (например, решений горсовета, распоряжений городского головы). Вы думаете, это делается в электронном виде и они исправляют ошибки в документе? Нет, документы им приносят в отпечатанном виде, и корректор карандашом (!!!) отмечает на документе ошибки, после чего вы исправляете ошибки и снова приносите уже исправленный вариант, чтобы получить на печатном варианте заветную подпись корректора. Работу такого отдела можно заменить качественным модулем в программе электронного документооборота.
В-четвертых, в горсовете наблюдается дикий дисбаланс в рабочей нагрузке чиновников. С одной стороны, есть управление финансов департамента экономики, финансов и городского бюджета, работники которого действительно загружены работой (особенно во время разработки проекта бюджета на будущий год). А с другой стороны, в каждом департаменте есть работники, которые числятся главными специалистами, но функционал их начинается принятием звонков и заканчивается фразой начальника «принеси мне чай зеленый с лимоном». К примеру, в отделе подготовки проектов решений департамента обеспечения деятельности городского совета есть два главных специалиста, которые на самом деле не готовят проекты решений, а являются личными помощниками топовых чиновников горсовета.
Наконец, многие чиновники жалуются на загруженность из-за запросов граждан на получение информации. Информации, которая не является секретной и разместить которую можно на интернет-ресурсах, тем самым сняв часть рабочей нагрузки с чиновников. Опять же прозрачность позволит избавиться от отписок чиновников, что изрядно злит любого, кто обращается в горсовет. Таких фактов неэффективной работы очень много. За каждым таким фактом кроются неэффективные траты десятков миллионов гривен налогоплательщиков. Сократив таких чиновников, параллельно с внедрением эффективной системы электронного документооборота, мы сэкономим бюджету города немалую сумму. Например, если сократить количество чиновников всего на треть, мы сэкономим несколько десятков миллионов в год.
Второе решение, на котором город может значительно сэкономить, это ликвидация районных советов. Об этом говорят уже не один год. Из 152 млн. бюджетов районов на 2017 год более половины, 82 млн., идет на содержание аппарата. И даже в структуре средств, выделенных на содержание территориальных центров соцзащиты и на выполнение социальных программ, львиная доля денег — это зарплаты работников, а не оказание услуг гражданам. Зачем городу чиновничьи структуры, которые тратят больше половины своего бюджета на свое содержание и у которых постепенно забирают полномочия в пользу города?
Третьим шагом, который позволит сэкономить городскому бюджету десятки миллионов гривен, может стать проведение качественного аудита хозяйственной, финансовой и кадровой деятельности и состояния коммунальных предприятий. Что это позволит сделать?
В первую очередь сэкономить бюджет КП на оплату труда. Поясним на примере теплокомпаний. Статья «оплата труда» в бюджетах КП составляет: ДГТС — 29 млн. 385 тыс., «Комэнергосервис» — 21 млн. 350 тыс., «Теплотранс» — 17 млн. 11 тыс., «Теплоэнерго» — 267 млн. 851 тыс. грн. При этом «Теплоэнерго» обслуживает 79% домов, ДГТС — 3%, «Комэнергосервис» — 13%, «Теплотранс» — 5%. Непонятно, как получается, что ДГТС с их 3% доли рынка имеет фонд зарплаты значительно больший, чем у «Комэнергосервиса» с 13%. Также стоит проверить штаты крупных КП: в некоторых из них количество административного персонала неоправданно завышено по сравнению, например, с рабочим персоналом.
Во-вторых, обнаружить и ликвидировать коммунальные предприятия «прокладки», которые не имеют ни материально-технической базы, ни нужного для выполнения своих обязанностей штата сотрудников. Такие «прокладки» не выполняют свои обязанности, а просто нанимают подрядчиков-частников, и качество услуг при этом не улучшается. Яркий пример — ЖЭП №22, который по результатам конкурса по определению управителей «получил» в обслуживание Соборный (Жовтневый) район. До этого этот ЖЭП обслуживал лишь малую часть Новокодакского района. Они имеют в штате всего около 30 работников и соответствующую такому числу рабочих материальную базу. И таких КП у города много. Так зачем налогоплательщикам города содержать коммунальщиков, которые являются просто связующим звеном между бюджетом города и частными компаниями? Возможно, стоит передать их небольшую материальную базу другим, более мощным КП? Ликвидировав “прокладки”, мы сэкономим бюджету миллионы гривен, что идут на их содержание (например, на зарплаты административного персонала).
В-третьих, аудит позволит разобраться в вопросе направления использования средств, что идут на пополнение уставных фондов коммунальных предприятий. Напомним, что в 2016 году на это в бюджете была запланирована огромная сумма — 888 млн. 101 тыс. грн. А в последних изменениях к бюджету на 2017 год на это закладывается сумма 874 млн. 651 тыс. Только во время обсуждений проекта бюджета на 2017 год в ноябре 2016 года постоянная депутатская комиссия по бюджету запросила у некоторых КП документы с направлением использования средств в будущем году. Куда направлялись эти средства в 2016 году, насколько эффективны были эти вложения, и факт освоения? Все это неизвестно. В то же время постоянный контроль над использованием этих средств позволит избежать неэффективного растрачивания средств налогоплательщиков.
Закрывая тему коммунальных предприятий, нужно отметить, что их главная проблема — это их убыточность. Абсурдно, когда в городе нет ни одного прибыльного коммунального предприятия. Ключевая проблема в этом плане — менеджмент предприятия. Недопустимо, когда в бюджете крупной тепловой компании города «Комэнергосервис» есть строчка расходов на 24,6 млн. грн. — штрафы и судебные издержки. Тем более недопустимо, когда вместо реализации эффективной инвестиционной программы для уменьшения убыточности предприятия из года в год просят у города финансовую поддержку. Возможно, смена менеджмента и подходов к управлению предприятиями решит эти проблемы, а КП города перестанут быть бездонной бочкой, куда ежегодно улетучиваются сотни миллионов денег налогоплательщиков.
Следующим эффективным шагом по ликвидации ненужных коммунальных предприятий и снижению нагрузки на бюджет может стать ликвидация одиозного КП «Муниципальная полиция». В июле бывшая «Муниципальная гвардия» была переименована и получила новый статут. Согласно ему коммунальное предприятие обязано обеспечивать общественный порядок на улицах города, охранять должностных лиц горсовета, помогать правоохранительным органам в вопросе предупреждения и раскрытия преступлений, патрулировать город с целью сохранения в целости элементов благоустройства и, что интересно, — изучать мнение общественности. Но по сути, «Муниципальная полиция» не является правоохранительным органом и не имеет полномочий полиции. Более того, даже в статуте КП все правоохранительные функции сопровождаются словами «во взаимодействии с правоохранительными органами». Переименование КП сопровождалось заверениями, что теперь «муниципалы», получив авто, будут патрулировать город, и это позитивно скажется на криминогенной ситуации в городе. Однако в последние полгода «Муниципальная полиция» больше запомнилась запретами на вход в горсовет (в том числе и журналистам, что подпадает под ст. 171 — умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов), скандальным демонтажем мемориальных досок, посвященных Леониду Брежневу и Владимиру Щербицкому, а также не менее скандальным демонтажем билбордов. Вместе с тем, на содержание этого КП в бюджете на 2017 год выделили более 20 млн. грн. Стоит ли содержать налогоплательщикам города собственную охранную фирму, не имеющую полномочий правоохранителей и препятствующую законному доступу граждан в органы местного самоуправления?
Также читайте: Юрист: Муниципальная аварийная служба – вне закона
То же самое касается и коммунальных СМИ. КП «Редакция газеты «Наше місто» согласно финансовому плану заложило доход на уровне 1 млн. 329 тыс. грн. И, чтобы покрыть все затраты, им понадобилась финансовая помощь из городского бюджета в размере 4 млн. 463 тыс. грн. В 2017 году им ожидается оказание помощи уже в размере 7 млн. 243 тыс. Подробнее о работе КП «Редакция газеты «Наше місто» можно почитать здесь.
Также напомним, что 15 февраля депутаты горсовета приняли «Программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета и его исполнительных органов». В ней только в 2017 году на имидж и саморекламу горсовета согласно программе из городского бюджета хотят потратить 63,7 миллиона гривен. Всего же программа рассчитана на четыре года, и ее бюджет составляет почти 273 миллиона. Неужели без всех этих трат нельзя обойтись?
Или, например, КП «Контакт» (столовая городского совета) с затратами в 9 млн. грн. за два года. Подробнее об этом КП можно почитать здесь. И наконец, КП «Организационно-аналитическая служба» с их одиозными закупками на Масленицу и 8 Марта. Все это — яркие примеры неэффективной растраты бюджетных средств.
Еще одним шагом, что позволит сэкономить бюджету сразу 214,4 млн. грн., может стать отказ от Программы выполнения поручений избирателей депутатами Днепровского городского совета (ее принято называть «депутатские деньги»). Разберемся подробнее. Во-первых, это одна из самых бюрократичных программ, что не раз вызывало скандалы (например, когда мэр отказывался подписывать распоряжения о выделении средств на выполнение поручений избирателей).
Во-вторых, она сохраняет советский патернализм: веру в доброго депутата, партию, царя, дядю, который придет и все сделает. И все это — вместо стимулов к инициативности и ответственности за свой дом, жилье, город и, наконец, свое будущее. В-третьих, само название «депутатские деньги» — ошибочно. Как сказала Маргарет Тэтчер, «нет никаких общественных денег, есть только деньги налогоплательщиков». Так и здесь: нет бюджетных средств города, нет «депутатских денег», есть наши с вами деньги, которые ежедневно поступают в городскую казну из наших с вами карманов. Любые работы, услуги, покупки — будь то ремонт дома, дороги, покупки мебели и техники в школы и больницы и т. п., выполняются за наши с вами средства! И согласитесь, в таком случае боготворить депутатов определенно не следует.
Наконец, именно наши с вами средства являются возможностью для пиара депутатов перед выборами, возможностью для повышения рейтинга и переизбрания на очередных выборах: мы с вами спонсируем их предвыборные кампании! Тем же, кто считает, что именно эта программа была наиболее эффективной для решения проблем граждан и что по ней было выполнено много полезных работ, советуем задуматься: а может, стоит спрашивать с чиновников о качестве выполнения профильных программ горсовета? Например, жилищно-коммунальной, программы развития спорта, медицинской и социальных программ.
Если уж заговорили о программах горсовета, то еще одним шагом для экономии средств может стать отказ от неэффективных программ. При этом первое, что всплывает в памяти, это «Программа развития речного транспорта на 2017—2021 годы». Только вдумайтесь: за 214 млн. грн. за 5 лет закупят шесть речных трамвайчиков и оборудуют причалы и места для отстоя. Сомневаемся, что 6 речных трамвайчиков помогут серьезно разгрузить транспортные магистрали города. Правда, стоит отметить, что в изменениях к программе социально-экономического развития на 2017 год со статьи расходов на покупку речного транспорта снимут 21 млн. грн.
Изменится сумма программы развития речного транспорта или выполнение мероприятий 2017 года перенесут на будущий год? Пока неясно. В то же время на деньги, что выделяются по программе, можно закупить более 40 новых троллейбусов, либо закупить 30 троллейбусов и провести новые контактные линии там, где их нет, что существенно потеснит всем ненавистные «спринтеры». А не удалять из программы социально-экономического развития Днепра на 2017 год реконструкцию троллейбусного маршрута №13 от перекрестка ул. Сичеславская Набережная и ул. Владимира Мономаха до ж/м Парус (15,3 млн. грн.). Более того, аналогичные проекты можно реализовать и на других транспортных магистралях города. Подробнее о том, куда можно эффективно вложиться, чтобы существенно наполнить бюджет города, мы расскажем во второй части материала.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: