История Днепра: злоключения Мерефо-Херсонского моста

Издание 49000.com.ua продолжает знакомить читателей с историей любимого города. Недавно мы рассказывали историю самого старого в Днепре моста-юбиляра, Амурского. Сегодня мы хотим провести историческую экскурсию по не менее значимому и интересному сооружению города — Мерефо-Херсонскому мосту.

Дадим слово кандидату исторических наук, Максиму Кавуну:

Этот мост начинали строить в Екатеринославе, а завершили в Днепропетровске. Строили его для Мерефо-Херсонской железной дороги (отсюда и название), и он серьезно улучшил состояние железнодорожного сообщения по обоим берегам Днепра.

Мерефо-Херсонский мост начали строить намного раньше 1932 года. Это случилось еще в 1914 году, в канун начала Первой Мировой войны.Мост этот должен был стать вторым в Екатеринославе.

Злоключения Мерефо-Херсонского моста. Новости Днепра

Строительство Амурского моста. 1920 г.

Даже изначальный проект впечатлял: мост планировалось строить в два яруса — один для железной дороги, второй для трамвайных путей. Строительство грандиозного сооружения было начато 14 августа 1914 года. Все опоры были установлены, но дальнейший прогресс был остановлен Первой мировой войной и последующей революцией.

Главный архитектор проекта Н.М. Колоколов описал его начальную историю так:

Постройка данного моста началась еще в 1914 г. Тогда новый переход р. Днепра был намечен в 5 километрах ниже существовавшего моста Екатерининской ж. д. Мост был запроектирован металлическим. В пределах главного русла он намечался двухъярусным с расположением железнодорожного движения в верхнем ярусе, а городского (с габаритом лишь для двух трамвайных вагонов и пешеходных дорожек) – в нижнем ярусе. Большие металлические арки располагались сравнительно низко над горизонтом высоких вод. Остров, проток и часть правого берега было намечено перекрыть меньшими металлическими пролетами для однопутной ж.д. линии, установленными на металлических опорах. Данная часть моста располагалась в плане на двух кривых радиусом по 750 м. Все опоры были в 1914–16 гг. полностью закончены (всего было выполнено около 25000 м. куб. бутовой кладки). Изготовление же и установку металлических пролетных строений общим весом в 16000 т. из-за империалистической войны не сделали, и мост был законсервирован.

Вернулись к вопросу строительства моста уже в 1929 году. Тогда было принято повторное решение о егго возведении через территории парка им. Т.Г. Шевченко и Комсомольского острова. Изначальный проект моста был изменен, и возглавил строительство Николай Колоколов. Кстати, именно благодаря ему был впервые применен монолитный железобетон. Первичные параметры были изменены, и мост окончательно стал одноярусным.

Возведение конструкции закончилось в самые рекордные сроки. 21 декабря 1932 года мост был торжественно открыт.

Однако на этом злоключения Мерефо-Херсонского моста не закончились. Пришла Вторая мировая война и конструкцию дважды разрушали. Первый раз — в 1941, после чего немецкие солдаты частично восстановили функционал моста под свои нужды. Однако, уже через два года, в 1943, во время боев за освобождение города, мост взорвали второй раз.

Злоключения Мерефо-Херсонского моста. Новости Днепра

Руины моста. 1945 г.

В 1945 году мост решили восстановить. Восстановленный мост внешне почти не отличался от довоенного. За исключением одной важнейшей «детали»! В центральной части моста до войны располагались два русловых пролетных строения. Они были металлическими и имели шестиугольную форму. Теперь же их заменили двумя арками из железобетона. 20 декабря 1951 года мост признали полностью готовым к эксплуатации.

Злоключения Мерефо-Херсонского моста. Новости Днепра

Восстановленный мост

С тех пор прошло почти 70 лет, а мост практически не изменился. Более того, вышеупомянутые арки стали, буквально, символом города. И не только города — во всем мире он известен, как первый мост из железобетона!

Злоключения Мерефо-Херсонского моста. Новости Днепра

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях Instagram Facebook Telegram Google News

Присоединяйтесь также к 49000 в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться

Рекламные блоки позволяют нам оставаться независимыми СМИ, а вам – получать самые свежие новости под ними. Scroll down!



logo-bottom
© 2020, все права защищены 49000.com.ua
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: