Советники днепровской власти: серые кардиналы или волонтеры?
После Революции Достоинства в 2014 году власть, как на местном, так и на всеукраинском уровне пытается продемонстрировать обществу стремление к реформам и открытости. Одним из способов стало назначение внесистемных людей на высокие должности. Особенно популярно приглашать свежую кровь на должность внештатного советника. Такая существует во всем мире. Один из самых известных примеров – Збигнев Бжезинский, который был влиятельным советником сразу нескольких президентов США и даже получил “Медаль Свободы” за роль в нормализации отношений с Китаем.
В Украине до 2014 года эта должность предполагала, скорее, возможность лоббировать свои интересы во власти. Сайт delo.ua сообщал, что во времена Виктора Януковича должность советника имела фиксированную стоимость – 30 тысяч долларов. Были и другие примеры: Пол Манафорт фактически был теневым пиар-менеджером режима Януковича и правящей Партии Регионов, получая за свои услуги миллионы долларов.
Сегодня количество советников во власти увеличилось. К примеру, у губернатора Днепропетровщины Валентина Резниченко около 19 советников, а у городского головы Днепра – почти десять. Это больше, чем у целого Министерства информационной политики Украины, где советниками числятся лишь пять человек. Таким образом власть старается показать, что готова к новым идеям внесистемных людей. Или же, как в случае с Министерством Обороны, создает возможность для работы в государственных структурах иностранным специалистам.
Спустя время у этого явления появилась еще одна тенденция – советники получают все больше задач и влияния, а в некоторых случаях, становятся более узнаваемые, чем их начальник. Именно в нашем регионе это приобретает весьма необычные формы. К примеру, советник губернатора Днепропетровской области Юрий Голик в медиапространстве появляется гораздо чаще, чем сам Валентин Резниченко. Советник городского головы Днепра Максим Музыка возглавляет рабочую группу по оптимизации парков и скверов всего Днепра, выполняя огромную работу. Советница мэра Днепра Яника Мерило и вовсе именует себя “и.о. заместителя городского головы”, занимаясь внедрением электронных сервисов в коммунальную сферу. Безусловно, это хорошо, что люди на волонтерских началах, то есть фактически бесплатно, выполняют важнейшую для общества работу. Но настолько ли все так радужно выглядит? Ведь есть и другая сторона. Советники, которые тем, или иным образом влияют на движение огромных бюджетных денег, не обязаны отчитываться перед общественностью о своих доходах, не заполняют декларации. Да и по закону они ни за что не отвечают, не являясь ни избранными депутатами, ни госслужащими.
Политолог Александр Третяк считает, что это явление абсолютно нормальное: советники в медиапространстве часто появляются из-за его бедности:
В нашем инфополе крайне мало новостей, поэтому любой выход публичного лица на региональном уровне транслируется всеми СМИ.
Также политолог объясняет, что в инфополе не очень много политического сегмента, особенно в межвыборный период. Поэтому и кажется, что советники городского головы или областных власть имущих появляются довольно часто.
При этом, на имидж самой власти они не влияют, – считает Александр Третяк.
А вот кандидат политических наук Руслан Ключник говорит: советники – явление не новое, но за последние четыре года они стали более публичными.
Это связано с тем, что возрос уровень открытости власти. Увеличились ожидания общественности от представителей СМИ. В принципе, к этому явлению надо относиться нормально. Это естественная трансформация публичных политических отношений, – объясняет политолог.
При этом, по словам Руслана, советник, являясь фигурой одновременно публичной, составляет для руководства некий кадровый резерв на будущее.
Советником, как правило, ставят человека с прицелом на будущее назначение тем же заместителем или как будущую кандидатуру на выборы. В период работы советником он должен стать узнаваем для общества, чтобы при назначении не возникло отторжения, – говорит Руслан Ключник.
Фактически статус советника эквивалентен испытательному сроку при устройстве на работу. Ведь территориальная община, которая должна познакомиться с будущим чиновником или кандидатом на выборы, в данном случае выступает работодателем.
Однако есть и другой вариант, при котором человек занимает должность советника. Ни для кого не секрет, что власть прочно связана с различными бизнес-кланами, интересы которых не может не учитывать должностное лицо. Советник может выступать связующим лицом между бизнес-группами и политическими элитами, или же лоббировать собственные интересы, имея доступ к кулуарам власти.
Объединяет эти два типа советников одно – они принадлежат к условной “тусовке” своих. Крайне редко человек “с улицы” может попасть во власть, даже с кажущимся расширением социальных лифтов в последние годы. По мнению Руслана Ключника, это и является одним из недостатков: роль советника может получить человек не из-за квалификации и личных качеств, а за принадлежность к такого рода “тусовке”.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: