– Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции. Обязательно спросите!
– Что вы пристаете? – хмуро спросил Балаганов.
– Нет, вы спросите! – требовал Паниковский. – Поезжайте и спросите. И вам скажут, что до революции Паниковский был слепым. Если бы не революция, разве я пошел бы в дети лейтенанта Шмидта, как вы думаете? Ведь я был богатый человек.
Эту цитату из “Золотого теленка” Ильфа и Петрова знают практически все. К сожалению, роман о Великом комбинаторе Остапе Бендере нашел в Днепре достойных продолжателей дела. Профессиональных нищих. Людей, которые притворяясь больными, увечными или ограбленными, зарабатывают очень неплохие деньги на наивных горожанах. Выражаясь циничным языком владельцев данного бизнеса: “создавая ловушку для милосердных терпил”.
Бизнес на доброте
Найти человека, который “работает” нищим и при этом готов дать интервью, задача совсем не из легких. В процессе поисков постоянно приходили на память описания “дна” из творчества Гюго: задворки, странные люди, одетые в тряпье и непередаваемый дух перегара. На деле же все оказалось намного прозаичнее.
После долгих поисков, журналисту 49000.com.ua удалось найти человека, который под определенным давлением и за мзду в виде бутылки водки, согласился дать интервью на условиях анонимности. Ей 59 лет, из которых больше десяти она занимается попрошайничеством.
Родом Мирослава с Западной Украины, из небольшого городка под Тернополем. Там живет один ее сыновей с семьей. По словам нашей героини, работать им не приходится – она без проблем способна содержать и себя и детей.
– Мы никогда не работаем в одном городе больше трех месяцев. И то, это очень редко. Когда примелькаешься, подают мало. Лучше всего зарабатывают настоящие инвалиды и “волонтеры”. Они в месяц 20 тысяч имеют без проблем. У меня самый большой заработок был 25 тысяч, в Одессе, а так 10-15 – не больше. В каждом городе, куда мы приезжаем, нам снимают жилье (в Днепре попрошайки снимают дом в поселке Мирном, – авт.), покупают и готовят еду. Ну как, готовят – на день назначается один дежурный. Поэтому деньги я трачу по минимуму, остальное отправляю детям, чтоб они ни в чем не нуждались.
– Как попадают в этот бизнес?
– В основном, ловят тех, кто пошел просить самостоятельно, на чужую территорию. Тебя или выгонят оттуда, или будешь работать в бригаде, отдавая часть денег “на людское” (термин этот имеет корни в тюремном жаргоне и подразумевает, так называемую, общую кассу – авт.). Если хорошо зарабатываешь, могут взять на гастроли – карьерный рост. Я сразу пришла в бригаду, мне соседка посоветовала, она еще с середины 90-х так зарабатывает. Ну, она болеет ДЦП, на колясочке. А я пожаловалась, что денег не хватает. Она поговорила там со своими и меня взяли. Некоторых так долги заставляют отрабатывать. Если там, одолжил у бандитов, а отдать не можешь. Одному мужику даже гангрену сделали, ногу обморозили, ждали, пока гнить начнет. Ну а потом уже в больнице ему ее отрезали. Он там очень много должен был. Не знаю, сколько. Но вообще, главное, с сумасшедшими не работать. Три года назад один такой чуть наших не зарезал – что-то на него нашло, он за нож и схватился. Их просто сразу не особо видно, если тихие.
– Какие самые популярные амплуа у нищих?
– Инвалиды на колясочках, костылях. Слепые. С собакой. Кто помоложе работают “волонтерами”, собирают деньги на больных и для приютов. Тетки постарше побираются на монастырь. (Наша собеседница также работает переодевшись монашкой, – авт.). Музыкантам хорошо подают только на курортах, летом. В остальное время они еле план вырабатывают. С “куклами” (под “куклой” подразумевается грудной ребенок или же обычная кукла в пеленках, – авт.), как цыгане, мы не просим. Могут посадить ну и не по-христиански это.
– Опасно ли сегодня быть нищим?
– Бывает, часто бьют. Грабят. В Черновцах, в одном селе, нам чуть хату, где мы жили, не сожгли. А так, за нами приглядывают обычно, чтоб не обижали. Ну там, с полицией договориться, хулиганов отвадить. Но вообще, люди у нас добренькие. Жалеют, дают денег, иногда – продукты покупают. Как будто они самые умные. У нас часто с магазинчиками договор есть – мы возвращаем продукты, а нам половину цены отдают. Всем выгодно.
– Прокомментируйте видео из Харькова, где молодой человек разоблачил молодую женщину, притворявшуюся старой.
– Это Анжелка из цыган. Она просто дура. Так работать это опасно очень. Вон, и деньги потеряла и из города ехать пришлось. Она недавно у вас в Днепре тоже была, тут недалеко, на 12 квартале. У нас таких нет. Один хлопец только парализованным притворяется. Я бы так не смогла, по пять часов ногами не шевелить.
– Как отличить настоящего нищего от фальшивого?
– Никак. Разве что в церковь идти, там батюшка знает, кто настоящий, кто нет. А так, все, кто просит, кому-то платят. А не будешь платить, не будешь и получать. А то и свои же побить могут, что, мол, на чужую территорию пришел.
– Какую сумму денег нужно сдавать тем, кто вас охраняет, договаривается с местными?
– От города зависит. В маленьких – меньше, в больших больше. Если принесешь за день меньше тысячи – останешься без еды. Тогда и продуктам радуешься. Больше трех тысяч принес – тысяча твоя. Если часто приносишь мало, то кормят, конечно, но в долг. Потом высчитывают. Некоторые так и живут, постоянно в долг. Бомжи там, например. Выпить и поесть хочется каждый день, а просить жалостливо не умеют.
– Как выглядит рабочий день нищего?
– Часов в пять встаем, завтракаем. Нас развозят на места. Чтоб хорошее место получить, надо хорошо работать. Если много денег подают, то и место дадут “прикормленное”, богатое. А работаем, пока денег нормально не соберем. Когда и в шесть уже свободны, а когда до часу ночи на вокзалах толкаться приходится. Потому домой, там ужин и спать. В месяц два выходных есть.
– Совесть по ночам не мучает?
– Поначалу немного. А потом, что мне жаловаться: деньги у людей есть, не последнее отдают. Вон, мне позавчера мужик аж 50 гривен дал. Что, мне идти дворником работать, здоровье гробить? Тут я и зарабатываю хорошо, и колбаса на обед всегда есть. И потом, мы ж не облапошиваем людей, не воруем. Все честно – хочешь, давай, не хочешь, не давай. За совесть внуков в школу не соберешь.