Как сообщалось ранее, президент Украины Владимир Зеленский анонсировал создание новой государственной авиакомпании. Перевозчик получит название “Украинские национальные авиалинии”, или сокращение от англоязычной версии “Ukrainian National Airlines” – ЮНА (UNA). Глава государства заявил, что свой первый рейс ЮНА совершит уже 2022 году в пределах Украины, а в будущем – “обязательно приземлится в Европе”.
К слову, идея создания государственной авиакомпании в Украине – далеко не нова. Впервые попытку создать национального авиаперевозчика предприняли сразу же после развала СССР на базе остатков “Аэрофлота”. Так, созданные в 1992 году “Авиалинии Украины” стали главными крыльями страны. Увы, испытание временем и конкуренцией компания не прошла и обанкротилась.
25 ноября 2021 года Владимир Зеленский анонсировал создание нового государственного авиаперевозчика, – ЮНА. Тогда же стало известно о меморандуме между Министерством инфраструктуры и французской компанией Airbus. Согласно договору, авиафлот украинского национального авиаперевозчика пополнят 22 самолета французской компании.
В декабре 2021 стало известно, что Мининфраструктуры намерено закупить первые 5 самолетов модели Ан-158 у Государственного Предприятия «Антонов». В свою очередь глава министерства Александр Кубраков отметил, что Ан-158, идеально подходит для региональных и среднемагистральных перевозок. Увы, несмотря на то, что “Антонов” готов строить новые самолеты хоть сейчас, получить заказ новая авиакомпания сможет не раньше, чем через 3 года.
На сегодняшний день, самой мощной авиакомпанией в Украине остаются “Международные авиалинии Украины”. МАУ обслуживает львиную долю украинского пассажиропотока. Контролирует МАУ днепровский олигарх Игорь Коломойский, который успешно борется с конкурентами, не гнушаясь самых грязных приемов. В свою очередь эксперты сходятся во мнениях, что конкурировать с компанией Коломойского на начальных этапах бессмысленно. По словам Кирилла Новикова, МАУ многократно превышает поток всех авиакомпаний, работающих в Украине вместе взятых.
Тем не менее, положение компании Коломойского значительно просело с началом пандемии. Количество пассажиров в 2021 году упало с 8 (в 2019) до 2,9 млн. Флот МАУ сократился с 41 до 21 самолета, а штат был сокращен до 1447 сотрудников. Кроме того, МАУ задолжала миллиарды государственной авиаслужбе а также аэропорту “Борисполь”. Сейчас олигарх пытается обжаловать эти долги в судах. Несмотря на то, что в 2021 году полеты возобновились, владельцы МАУ крайне недовольны ее работой.
В свою очередь мэр Днепра Борис Филатов отметил, что в Украине нет потенциала для роста пассажиропотока. ЮНА попросту перераспределит существующий поток пассажиров, забрав часть у компаний-конкурентов. Городской голова отметил, что за год компания сможет пополнить флот 3-5 самолетами, на обслуживание которых потребуется порядка $100 млн. В то же время, в госбюджете на 2022 год на формирование уставного капитала ЮНА предусмотрено всего 500 млн грн. Вопрос хватит ли этих денег и стоит ли того эксперимент остается открытым.
- В Днепре начался суд за право использовать аэропорт
- Кто и зачем лишил Днепр «воздушных ворот»