Возвращаться с пляжа по воздуху, а не пешком через парк. Для Днепра это сказка совершенно не так давно была самой настоящей реальностью. Открытая ровно полвека назад канатная дорога стала одним из символов города второй половины XX века. Хочется верить, что когда-нибудь город вернется к этой теме, и заброшенная «канатка» наконец оживет.
Чем знаменита канатная дорога в Днепре расскажет 49000.com.ua, ссылаясь на кандидата исторических наук, члена Национального Союза краеведов Украины Максима Кавуна.
Идея строительства подвесной канатной дороги была выдвинута в середине 1960-х годов. Пассажирская канатная дорога связала правый берег Днепра с зоной отдыха на Комсомольском острове.
Постройка была выполнена из сборного железобетона. Крыши павильона и машинного зала в виде волнистых навесов. Впервые в нашем городе для их изготовления применили железобетон в виде оболочки толщиной всего в 6 сантиметров. Однако, их форма обеспечивала жесткость и прочность всей конструкции покрытия.
В августе 1966 года газета «Днепровская правда» поместила статью-анонс «В кабине над Днепром» о проекте строительства канатной дороги. С гордостью газета сообщала:
Покачиваясь на десятиметровой высоте, вагончики понесут отдыхающих над Днепром на расстояние около семисот метров. И уже не нужно будет людям преодолевать бесчисленное количество ступенек, поднимаясь в гору. …Пройдет немного времени, и днепропетровцы получат хороший подарок от строителей города.
Бригада, которая работала над канатной дорогой, была сформирована практически из трех человек: архитектор Эдуард Чубарев и два конструктора – Анатолий Бобровников и его жена Лариса. По воспоминаниям Эдуарда Чубарева, сроки строительства вовсю поджимали.
Архитектор и конструкторы еще дорабатывали детали проекта, а в это время уже шло сооружение опор, помещения под машинную часть. Из-за такой спешки не обошлось без ЧП: обрушилась плохо закрепленная опалубка, пострадал один рабочий и получил перелом.
Строительство уникального сооружения заняло два года. В строительстве канатной дороги участвовали многие предприятия и организации Днепропетровска – Южмаш, ДЗМО, завод имени Бабушкина и другие.
В мае 1968 года канатная дорога длиной 717 метров с 18 колоннами была завершена строительством и пущена в эксплуатацию. Открыли канатную дорогу в мае 1968 года. Вот видео с открытия дороги:
Высота канатки – 10 метров, длина – 717 метров. Поездка занимала всего 11 минут. Пропускная способность подвесной дороги была 1200 человек в час.
Когда работала канатная дорога, яхтам с высокими мачтами приходилось непросто. Они должны были выбрать момент и очень быстро проскочить под люльками так, чтобы не задеть ни одну из них. Сесть в кабинку подвесной дороги можно было на улице Дмитрия Донского. Билет стоил 1 карбованец.
Неподалеку находилось легендарное кафе «Хвилинка», которое славилось шашлыками. Давным-давно ближе к проспекту Яворнцикого (Карла Маркса) стоял металлический кораблик с надписью «На подвесную дорогу». В 2000-х годах его спилили.
В 2007 году закрылась и канатная дорога. Больше пятнадцати лет оборудование ржавеет. Кабинки раскачиваются на ветру. Нижняя станция дороги, на острове, стала местом для фотосессий в стиле городского постиндустриального пейзажа.
Подвесная дорога не работает почти 15 лет. В 2005 году ее передали в аренду частной фирме, а уже в 2007-ом году канатная дорога окончательно остановилась.
Запустить ее без реконструкции уже не получится. Все оборудование находится в аварийном состоянии.Все механизмы здесь давно поржавели, а кабинки пришли в негодность. Часть из них срезали этой осенью, чтобы они не упали на проезжую часть.