Многие городские СМИ и ресурсы в соцсетях сообщали о якобы подготовке к ремонту знаменитого здания аптеки Прицкера на проспекте Сергея Нигояна. Эту информацию опровергли в управлении по вопросам охраны культурного наследия Днепровского горсовета.
Некоторые ресурсы вчера озвучивали новость о якобы реконструкции дома № 4 по ул. Сергея Нигояна в Днепре, который является памятником архитектуры и градостроительства местного значения – «Жилой дом и аптека Прицкера», охранный номер 115. Это предположение сделали в связи с распоряжением городского головы от 30.06.2021 № 4-30/6-р «О предоставлении разрешения гр. Казаченко Д. Ю. на временное частичное сужение тротуара и установки ограждения вокруг здания по ул. Сергея Нигояна, 4». Это не первое такое распоряжение, поскольку является похожим на предыдущих владельцев от 31.05.2019 № 953-р с гр. Чумаковым И. В. и от 18.04.2016 № 156-р с гр. Маменко А.М., и не означает начала реконструкции, которую должен проводить владелец, ведь памятник находится в частной собственности и не может быть отреставрирован за счет бюджета территориальной общины города. Это означает обновление разрешения на восстановление ограждения перед фасадом здания. Между управлением по вопросам охраны культурного наследия и гр. Казаченко Димитрием Юрьевичем, заключен охранный договор на памятник от 10.03.2020 под № 13/6-5.
С момента вступления в собственность, собственник не предпринял никаких действий, определенных охранным договором на 2020 год, по поводу чего управление неоднократно обращалось к собственнику о нарушении требований законодательства по охране памятников. Учитывая аварийное состояние памятника, невыполнение условий охранного договора и преднамеренное доведение памятника к разрушению путем бездействия, управлением начата работа по привлечению к ответственности за процедурой, установленной УК, поскольку Закон Украины «Об охране культурного наследия», и определенный им порядок наложения финансовых санкций, распространяется только на юридических лиц.
Также в соцсетях было много комментариев по поводу того, что памятник нужно изъять у собственника в коммунальную собственность. Но согласно статье 21 Закона определено следующее процедуру отчуждения или изъятия достопримечательностей:
- Если в результате действий или бездействия собственника памятника ему угрожает повреждение или уничтожение, соответствующий орган охраны культурного наследия делает собственнику памятника соответствующее предупреждение.
- Если собственник памятника не примет меры по его сохранению, в частности в связи с невозможностью создания необходимых для этого условий, суд по иску соответствующего органа охраны культурного наследия может принять решение о его выкупе.
- В случае неотложной необходимости обеспечения условий для сохранности памятника иск о его выкупе может быть предъявлен без предупреждения.
- Выкупленный памятник переходит в собственность государства.
Выкупная цена памятника определяется по соглашению сторон, а в случае спора – судом.
То есть выкупленная достопримечательность не может перейти в коммунальную собственность и быть реставрированной за счет бюджета территориальной общины города, она переходит в фонд государственного имущества Украины. Другой процедуры законодательством не определено.