Трагедия поколения украинских “зумеров”: дистанционное образование, как спасительный плот

Уже третий год украинские дети лишены нормального обучения в школах, что накладывает огромный отпечаток на грамотности нации в целом. Почему образование критически важно для выживания нации и для нормального функционирования государства, а также как выбираться из более чем двухлетней пропасти неполноценного образования разбирались журналисты портала 49000.com.ua.

Более двух лет назад весь мир изменился буквально за несколько месяцев. Все привычное и обыденное стало невозможным, или недоступным. Всему виной стала пандемия коронавируса. Украину волна этой заразы, к сожалению, тоже не обошла стороной. Закрывались магазины, многие работодатели отправляли работников на удаленную работу, если это было возможно. Пандемия коснулась также и сферы образования: тысячи украинских школьников и студентов вынуждены были осваивать новые навыки дистанционного образования. Вскоре “дистанционка” так плотно вошла в нашу жизнь, что даже стала чем-то обыденным, а поколение детей и студентов, которые проходили обучение через программу видеосвязи “Zoom” так и назвали – “зумеры”. Но, все же, дистанционное обучение, каким бы оно ни было качественным, никогда не заменит полноценные уроки в школьных классах и лекции в аудиториях вузов.

Все еще раз кардинально изменилось 24 февраля 2022 года, когда в многие города и села Украины пришла полномасштабная война, с постоянными обстрелами и бомбардировками. Само существование людей оказалось под огромной угрозой. Многие семьи эвакуировались за границу, и дети были вынуждены в незнакомой стране, на незнакомом языке продолжать обучение. В Украине же во многих регионах, где дистанционное обучение было возможно, дети продолжили обучение дистанционно. Более плачевная, и даже страшная ситуация с образованием на оккупированной российскими войсками территории Украины. Там оккупанты принуждают педагогов начинать учебное полугодие по российской программе. Кроме того, оккупанты принудительно депортируют наших детей в россию, где также ведут обучение по российской пропагандистской программе на российском языке. Тех детей, кто не знает российского языка, принуждают учить его. Российские чиновники предложили создать так называемые “лагеря” для изучения российского языка. Они будут предназначены для детей, которые плохо владеют языком страны-агрессора и не могут учиться в российских школах.

Очень много школ на территории Украины были попросту разбомблены и разрушены оккупантами, так как цель россиян – уничтожить не только украинцев как нацию, но и уничтожить наш дух, знания и способ мышления.

Можно было бы провести аналогии с Украиной во времена СССР, которая пребывала под немецкой оккупацией, но их очень мало, так как тогда образовательный процесс фактически был прекращен с началом боевых действий. 1941-42 учебный год начался исключительно в тяжелой обстановке отступления советских войск. Большинство высших и средних специальных учебных заведений (полностью или частично) были эвакуированы в тыл СССР и только Ворошиловградский педагогический и Купянский и Старобельский учительские институты работали до июня 1942 г. Школы Киева и Одессы и нескольких областей Левобережной Украины занятия начали, но процесс был прерван, так как эти районы стали фронтовыми или прифронтовыми и началась эвакуация.

Учитель истории и правоведения Светлогорской средней школы Каменского района, Днепропетровской области Лилия Растрепа рассказала, как на примере их школы на образование повлияло введение дистанционного образования:

Плюсы “дистанционки”, безусловно, в том, что образование дети все таки получают. Те дети, которые работали очно, работают и заочно. Мы работаем на платформах Google Classroom, Google Meet, проводим открытые дистанционные уроки. Много детей выходит через платформы на уроки и с удовольствием работает, так как у них есть такая возможность. Но есть и дети, которые раньше плохо учились. Они и сейчас не очень спешат выходить на связь.

Есть дети, которые выехали за границу, и с ними тоже есть связь. Работала с учеником 11 класса и девочкой из 9 класса. Они получали ту необходимую помощь по учебе, которая была необходима. Они сейчас находятся во Франции, где-то в горах. Те же, кто находится в Польше вообще вовремя присылают работы. Но это те дети, которые работали и раньше. Очень сложно склонить к учебе детей, которые и раньше не учились и их родителей. Так как мы находимся в селе, то приходится садиться на велосипед и ехать собирать работы.

Работаем и в телефонном, и в тестовом режиме, не только через платформы. Ставка сейчас, в условиях воздушных тревог делается на то, что ребенок может отработать тестовые задания тогда, когда у него есть время. Звучит сигнал тревоги – жизнь ребенка дороже, чем какой-то урок. Много помощи мы получаем и по тем урокам, которые дает “Всеосвіта”.

Давить на ребенка мы тоже не имеем права. Есть дети, которые все это [воздушные тревоги, ред.] очень болезненно переживают. Днем они спят, а ночью ходит гуляет, так как очень боится. В кабинете, безусловно, легче работать с детьми, можно легче найти индивидуальный подход. Хотя, и так ищем подход.

Технические возможности достаточны, не смотря даже на то, что мы сельская школа. Дети, к стати, не ограничиваются сейчас, во время войны во времени выполнения задания. Во время пандемии детям ограничивали время сдачи задания, а сейчас присылают, когда у них есть возможность. Да и технические возможности улучшились со времени начала пандемии. С оглядкой на военное время, связь у нас хорошая. Наш учитель информатики предоставляет всем техническую поддержку. Директор школы ищет все возможные варианты для улучшения качества образования и успешно их внедряет. Хотя, есть и села, где только перед войной провели интернет, может еще и система не очень накатана у них.

В любом случае, “дистанционка” – хороший инструмент, но сами дети – только за школу. Живое общение детей намного больше удовлетворяет. Когда видишь, как они сейчас прибегают на детскую площадку в перерывах между тревогами – они с таким удовольствием друг друга встречают! Скучают дети за школой, даже те, кто раньше недобросовестно учились. Они за живым общением очень скучают.

Родители детей также в основном положительно отзываются о дистанционном образовании, но не отрицают того, что это – не замена полноценному образованию.

Плюсы дистанционного образования, прежде всего, в том, что не нужно тратить нам время и деньги на проезд и питание, в том, что я часто бывала рядом и могла проконтролировать и помочь, проверить, мне не жаловались ни разу на поведение, я не переживала, что в нашем случае может произойти какое-то происшествие на перемене (и даже на уроке).

Минус “дистанционки” в том, что дети могли делать вид присутствия на уроке, не включать камеру, не писать в тетради. Ещё минус в том что у тебя учебный день как отпуск, нет дисциплины. Можно в кровати лежать на уроке. Если это не Zoom, а просто какие-то задания в Google Classroom – посмотреть видео, прочесть главу и сделать тесты, то это растягивается до ночи, потому что это “не срочно”, можно ещё поспать или поесть. Часто им просто лень войти на урок. Но бывает и правда проблемы с подключением, учитель на онлайн-уроке контактирует всего с парой учеников, которые “самые умные” и все. Часто я в удивлении от учителей, которые могут сильно кричать. В любом случае, на успешность “дистанционка” в нашем случае не влияла никак, – рассказывает мама днепровского пятиклассника Диана Вишневская.

В любом случае дистанционное образование имея как свои плюсы, так и минусы, стало настоящим спасительным кругом для образования. Оно позволило продолжить образовательный процесс на приемлемом уровне, а целое поколение украинских детей продолжает получать образование. Тот сравнительно небольшой вклад в усовершенствование дистанционного образования вернется для Украины стократно, когда через несколько лет придется готовить высококлассных специалистов, которые будут поднимать украинскую экономику и отстраивать страну. Для построения цветущей страны нужны образованные люди.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: