Рынок рекламы ушел. Когда обещает вернуться

Рекламный рынок Украины практически уничтожен. И в течение ближайших 10-12 месяцев вряд ли восстановится. В компаниях начались массовые увольнения специалистов, а выход на Запад и в страны Азии оказался невозможным. Об этом заявили ведущие эксперты отрасли – подробности на сайте 49000.com.ua

 

На плаву – один из двадцати

Так, региональный менеджер по цифровому маркетингу компании GSK Евгений Савчук приводит следующую статистику:

  1. Рынок рекламы и маркетинговых сервисов упал на 95%;
  2. Объем рынка в 2022 году — от 15% до 35% размера рынка 2021 года;
  3. Обанкротятся порядка 70% игроков рынка (при условии, что война продлится еще три месяца – это пока самый рациональный и оптимистический сценарий);

По его мнению, выход на Запад, ОАЭ, Азию затруднен из-за того, что многим игрокам просто нечего предложить заказчикам на этих рынках.

«Низкая автоматизация, отсутствие локального опыта и низкий клиент-сервис по мировым стандартам. Даже те, кто получил контракты справляются с ними с большими проблемами. Также опыт и человеческий потенциал рынка был сильно переоценен. Из-за чего начались массовые увольнения дорогих и переоцененных специалистов даже в ИТ, ориентированном на международный рынок. Привет зарплатам по 800 баксов как роскошь у мидлов», — отметил Евгений Савчук.

Эксперт прогнозирует восстановление рынка не ранее марта будущего года.

«Для рынка, который чуть моложе Украины, это будет самый значимый кризис с момента его существования. Я бы назвал это Пермским вымиранием. На рынке останутся или самые продуктивные/креативные, или те, у кого есть финансовая подушка», — считает он.

С ним согласен директор по маркетингу компании Natus Vincere Александр Павленко, который указывает, что данный прогноз является еще достаточно оптимистичным, особенно, глядя на ситуацию с локальными игроками:

«Проблема скорее в том, что падение ВВП, падение покупательской способности приведет к бессмысленности инвестиций в маркетинг. Все низкомаржинальные сферы будут восстанавливаться годы. Сильные IT аутсорсы и так на этот рынок не рассчитывали».

Перспектив и сроков не дают

А соучредитель в компании GRAPE Юрий Гладкий отмечает, что некоторые сетевые/известные агентства не выплатили сотрудникам зарплаты даже за февраль:

«Бизнес в анабиозе с марта, тут искать можно примеры и в креативных сервисах, и в медиа. Перспектив и сроков не дают. С марта у многих команда за свой счёт, частичная выплата зарплаты, фиксированная выплата без указания даты и никаких гарантий или «выплатим последние деньги март, а там не факт, что не закроемся». Маленькие агентства, которые зависели от отделов маркетинга – все плохо».

Также он считает, что в тех случаях, когда удалось сохранить специализированные команды и покупаемые ниши – надо делать на это ставку по всем фронтам. Ведь выживают те компании, которые создают продукты из Украины глобально или внутри страны в индустриях, где потреблению и война не помеха, особенно в b2b.

 

Восстановление может начаться летом – в новом формате

Юрий Гладкий подчеркивает, что с апреля начался процесс развала ряда крупных агентств и команд из тех, кто продержался дольше. Большим тяжелее выживать в привычном ранее формате и процессах, особенно без накопленной подушки. Останутся «костяки» и «золотые составы», с которыми можно будет проще восстановится. Ставка на тех, кто делает продукт и управляет. Кто-то сможет нанять таланты, которые были недоступны ранее, рынок снова вернулся к работодателю, хоть тот и скован деньгами или перспективами.

«Затянувшаяся война и весь май станут для многих месяцем перезапуска их бизнес-моделей, для кого-то временем полной консервации бизнеса, кто-то просто забьет на рекламу и покинет рынок. Офисов к этому времени у многих уже не будет. Кто смог пройти апрель – продолжат с сокращением выплат, переходом на проектную работу. Хорошо проявится команда, готовая пройти и удержаться. Сильно возрастёт безработица и готовность браться за любую работу», — утверждает он.

По его мнению, июнь станет временем стартапов, новых и гибридных союзов, первых коммерческих релизов после затяжного периода тотальной «социалки» и начало затяжного этапа восстановления индустрии.

«В апреле у нас в активной фазе пять клиентов – комплексных коммерческих проектов. В мирное время – почти в три раза больше. Повезло, что три клиента – это не только или вообще не Украина с разными проектами, два других точно будут расти из специфики продукта и сейчас хотят забрать клиентов, перераспределить рынок и стать брендом за меньшие инвестиции чем до войны. Пока иду в режиме планирования «на месяц», май вижу, июнь – мутный. Но работаю и есть хорошие перспективы из стран Центральной Азии и США, где ранее проводил активную работу», — поделился Юрий Гладкий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекламные блоки позволяют нам оставаться независимыми СМИ, а вам – получать самые свежие новости под ними. Scroll down!

Присоединяйтесь также к 49000 в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться
Главное за день
logo-bottom
© 2022, все права защищены 49000.com.ua
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: