Соцсети победили телевизор: откуда украинцы черпают новости во время войны

Согласно новым социологическим исследованиям, украинцы кардинально перестроились на другие источники информации. Согласно последнему опросу, проведенному Киевским международным институтом социологии по заказу гражданской сети “Опора”, соцсети за время крупномасштабных боевых действий в Украине стали доминирующим источником информации в украинском информационном поле. В ходе телефонного опроса были задействованы 2009 респондентов со всей Украины.

Одним из самых мощных интернет-трендов последних лет стало использование социальных сетей не только для общения и развлечений, но и для получения новостей и информации. Такая тенденция заметна как в странах Запада (например, в США это около 53% граждан), так и для Украины, где доля пользователей, потребляющих новости в социальных сетях, выросла с 45% до 63%. И хотя исследователи и общественные активисты постоянно предостерегают, что просматривать новости в социальных сетях не всегда безопасно из-за дезинформации или манипулятивных сообщений, удобство и скорость такого потребления преобладают все указанные риски.

После начала полномасштабного вторжения российской федерации на территорию Украины украинское общество постоянно следит за обновлением событий на фронте, официальными заявлениями органов власти и сообщениями о воздушной тревоге. Такое непрерывное потребление информации за последние три месяца для многих стало новой привычкой.

Украинские власти пытаются максимально удовлетворить внезапный спрос на информацию и бороться с российскими дезинформационными сообщениями с помощью нескольких важных инициатив. В частности, именно к этому призван телемарафон Единые новости, который транслируют большинство украинских телеканалов и радиостанций. Также помогают распространению правдивой информации и каналы официальных органов власти в Telegram, YouTube и на других площадках, а также призывы к медиакомпаниям блокировать российскую пропаганду.

В то же время, донесение правдивой информации может быть не столь эффективным, если не знать, где именно потребляет новости наибольшая доля украинской аудитории, поскольку с начала полномасштабной российской агрессии медиапотребление украинцев могло значительно измениться.

Где украинцы узнают информацию

Самым популярным источником информации за последние два месяца оказались социальные сети – ими для получения новостей пользуются 76,6% украинцев. На втором месте оказалось телевидение с 66,7% голосов, на третьем – интернет (не включая социальные сети) – 61,2% пользователей. Радио слушают около 28,4% граждан Украины, а печатные СМИ читают только 15,7% опрошенных.

Социальные сети оказались главенствующими источниками информации для представителей обоих полов — 77,9% мужчин и 75,5% женщин. На втором месте у женщин оказалось телевидение (70,4%), а у мужчин – интернет, не включая социальные сети (63,5%). Меньше всего и женщины, и мужчины потребляют новости из печатных СМИ.

Самые заметные отличия в потреблении новостей по возрасту. Так, более 92% респондентов от 18 до 39 лет потребляют новости в социальных сетях, равно как и более 64% потребителей от 40 до 69 лет. В то же время пожилые люди предпочитают телевидение (более 78% пользователей от 60 лет) и радио (более 36% пользователей от 60 лет). Интернетом без учета социальных сетей для получения новостей пользуются более 60% пользователей от 30 до 59 лет, а печатными СМИ – более 20% пользователей от 60 лет.

Также есть незначительные отличия в потреблении новостей пользователями из сел и городов. В частности, жители сельской местности чаще смотрят телевидение (71,3% против 64,4% в городах) и читают печатные СМИ (21,5% против 12,7%). Местные жители чаще потребляют новости через интернет (64% против 55,6% в селе), социальные сети (79,2% против 71,4%) и радио (28,5% против 28,2%).

Существуют также определенные отличия между потреблением новостей в разных макрорегионах Украины. На Западе живет наибольшая часть пользователей, которые смотрят телевидение (73,5%), читают печатные СМИ (23,2%) и слушают радио (34,6%). Больше всего тех, кто читает интернет-СМИ, проживает в восточной Украине (63,2%). Социальные сети как источник новостей наиболее активно используются в южной части Украины (77,8% опрошенных).

Доверие к источникам информации

Следующий вопрос, который мы задали респондентам — каким источникам информации они доверяют в достоверности новостей. Как оказалось, наибольшее доверие у украинцев имеют телевидение (60,5%), социальные сети (почти 54% опрошенных) и интернет без учета социальных сетей (почти 49%). Чуть меньше доверия украинцы выражают радио (34%) и печатным СМИ (23%). Не доверяют ни одному из источников информации около 5% опрошенных.

Среди мужской и женской аудиторий наибольшее доверие получило телевидение (55,2% и 64,8% соответственно). И хотя украинцы больше всего потребляют новости как раз в социальных сетях, доверия к ним у пользователей несколько меньше, чем к телевидению: только 53,7% мужчин и 54,1% женщин доверяют таким публикациям Наименьшее доверие и мужчины, и женщины выражают печатным СМИ (21,6% и 24,2% соответственно) и радио (36,4% и 32,5% соответственно). Не доверяют ни одному из источников информации 5,3% мужчин и 5,2% женщин.

Возрастная структура доверия к разным источникам информации также довольно показательна. В частности, самый большой показатель доверия к медиа мы зафиксировали среди украинцев старше 70 лет — 80% из них больше всего доверяют телевидению. Доверие к телевидению уменьшается с возрастом: среди потребителей в возрасте от 50 до 69 лет оно колеблется в пределах 60-70%, среди всех других возрастных категорий телевизору доверяют только около 50% опрошенных. Наибольшее доверие среди молодежи и людей среднего возраста получают социальные сети (от 57% у пользователей от 50 до 59 лет до 67% среди 18-29-летних) и интернет-ресурсы (от 50% у потребителей от 50 до 59 лет до 56 ,5% посреди потребителей 18-29 лет). Меньше всего молодежь доверяет печатным СМИ и радио (на уровне 25% и 35% для опрошенных в возрасте от 18 до 39 лет). Пожилые люди, наряду с телевидением, также доверяют радио и несколько больше интернет-ресурсам (32% и 38,6% опрошенных в возрасте от 60 лет соответственно).

Что касается доверия к медиаресурсам, заметны различия между потребителями новостей из сельской и городской местности. В частности, горожане больше доверяют социальным сетям (57,7% против 46,5% жителей сел) и интернет-ресурсам (51,4% против 43,8%). В то же время у жителей сельской местности больше доверия к телевидению (64,5% против 58,4% среди городских жителей), печатных СМИ (29% против 19,9%) и радио (38,7% против 31,9%). Среди сельских жителей также несколько больше недоверия к медиа в целом — 5,5% против 5% среди горожан.

Наибольшее доверие к телевидению у жителей Западной (66%) и Центральной (64%) Украины. На востоке и юге эти показатели меньше почти на 10%: в южных регионах телевидению доверяют 53,4% граждан, на Востоке — 52,2%. Так же заметно отличие в доверии к печатным СМИ (28,6% в Западной Украине и только 17,4% в южных регионах) и радио (44,9% в западных регионах и 23% на Востоке Украины). Доверие к интернет-ресурсам отличается незначительно (46% в южных регионах и 51,2% — в восточных), как и в социальные сети (на уровне 50% для всех регионов, кроме центральной Украины, — там уровень доверия к ним достиг 58, 4%). Также довольно интересно, что недоверие к любым медиа является самым низким (2,8%) среди жителей центральных областей Украины, а вот самым высоким — на Юге (8,9%).

Какие социальные сети используют украинцы

Напоследок у той части респондентов, которые ответили, что потребляют новости через социальные сети, мы также спросили, какими социальными сетями они пользуются для потребления новостей.

Больше респондентов для получения новостей за последние два месяца использовали Telegram (65,7%), YouTube (61,2%) и Facebook (57,8%). 48% опрошенных использовали Viber, 29,1% – Instagram, 19,5% – TikTok, 8,9% – Twitter. Около 2% респондентов использовали для получения новостей другие социальные сети (WhatsApp, Signal и т.п.).

Различия между мужчинами и женщинами в потреблении новостей через разные социальные сети также заметны. Так, мужчины чаще всего получают новости с помощью YouTube (67,2%), Telegram (63%) и Facebook (54,8%), а реже всего – через TikTok (19,5%) и Twitter (11,8%). Среди женщин наиболее употребительными источниками новостей оказались те же Telegram (68%), Facebook (62,1%) и YouTube (56%), однако с несколько иными пропорциями. Меньше всего женщины обращаются как к новостным источникам в TikTok (19,5%) и Twitter (6,5%). Через Viber и Instagram новости получают 44,5% и 24,6% мужчин и 51,1% и 32,9% женщин соответственно.

В то же время неожиданным оказалось возрастное распределение аудиторий разных социальных сетей. Так, молодежь от 18 до 39 лет потребляет новости преимущественно через Telegram (от 72,4% среди опрошенных 30-39 лет до 86,7% среди опрошенных 18-29 лет) и YouTube (от 57,6% среди опрошенных возрастом 30-39 лет (до 58,5% среди опрошенных в возрасте 18-29 лет). В то же время респонденты пожилого возраста (от 60 лет) предпочитают YouTube (более 61,4% опрошенных) и Facebook (от 43,3% среди опрошенных старше 70 лет до 59,3% среди опрошенных возрастом 60-69 лет). Viber в качестве источника новостей преимущественно используют пользователи среднего возраста: аудитория этой соцсети колеблется от 52,1% среди когорты 40-49 лет до 59,6% среди опрошенных в возрасте 60-69 лет. Среди упомянутой возрастной категории также достаточно популярен Facebook (от 62,2% среди когорты 40-49 лет до 59,3% среди опрошенных в возрасте 60-69 лет). Twitter как источник новостей более популярен среди молодежи: максимальных 10,7%-10,9% он получает среди категорий в возрасте 18-39 лет. В то же время TikTok нашел свою нишу не только среди 18-29-летних: в качестве источника новостей его используют 24,2% респондентов в возрасте 18-29 лет, а также 23,4% респондентов в возрасте 60-69 лет.

Различия в использовании разных социальных сетей между жителями сельской местности и горожанами не слишком значительны, но все же заметны. В селах большая часть аудитории получает новости через Facebook (62% против 55,9% в городе) и TikTok (24,3% против 17,3%). В городе популярнее оказались Telegram (69,6% против 57,1% в сельской местности), YouTube (66% против 50,7%) и Viber (50,9% против 41,8%). Через Instagram и Twitter получают новости примерно одинаковые доли опрошенных (около 30% и 9% соответственно).

Интересными оказались и региональные отличия. В частности, на Востоке украинцы значительно чаще используют в качестве источника новостей Telegram (71% опрошенных по сравнению с 61,1% в западных регионах), Viber (54,3% против 43% на Западе), YouTube (62,9% против 59,3 % в западной Украине) и TikTok (23,4% против 18,4% в центральной Украине). Facebook же наибольшую популярность для потребления новостей получил как раз в западных регионах (63% против 50,6% на юге Украины). Наибольшая часть пользователей Instagram, использующих его в качестве источника новостей, находится в южных регионах Украины (31,5%), а Twitter — в центральных регионах (10,6%).

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: