Сегодня годовщина страшной авиакатастрофы, случившейся под Днепром: фото
Ровно 42 года назад, 11 августа 1979 года произошла трагическая авиакатастрофа с столкновением и падением двух самолетов Ту-134 в поселке Куриловка (к северу от современного Каменского (тогда Днепродзержинска). Об этом сообщают в Музее истории Днепра.
В результате аварии погибли все игроки футбольного клуба «Пахтакор» (Ташкент), из-за чего трагедия получила значительный резонанс. Число жертв составило 178 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа в истории самолетов Ту-134.
11 августа в Харьковском центре управления дежурили 6 авиадиспетчеров. На напряженный сектор старший смены Сергей Сергеев посадил неопытного 21-летнего диспетчера Николая Жуковского, контролировать его работу поручил 28-летнему Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать только сам Сергеев.
Ситуация осложнялась тем, что в тот день собирался лететь на отдых в Крым в Леонид Брежнев, и его друг и «правая рука» Константин Черненко, поэтому с самого утра держали открытым один из трех воздушных коридоров. На маневр другим самолетам оставалось только два.
В 12:53 по московскому времени в Воронеже поднялся в небо Ту-134А № 65816 Молдавского управления гражданской авиации, летевший по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев. На его борту находились 89 пассажиров и 6 членов экипажа.
В 13:11 в Донецке взлетел Ту-134А № 65735 Белорусского управления гражданской авиации, выполнявший рейс № 7880 Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск. На его борту находились 83 человека, среди которых было 17 «пахтакоровцев».
Диспетчеры плохо оценили ситуацию, и в районе Днепропетровска самолеты должны были пролетать с разницей в одну минуту, а нормой были по меньшей мере три минуты. Жуковский не проверил расположение обоих самолетов. Борта шли навстречу друг другу под углом 90 ° на высоте 8400 м в облаках. Опасность заметил Владимир Сумской – в 13:34 он дал команду белорусскому экипажу набрать высоту 9600 метров. В эфире прозвучало: “Понял … (позывные прозвучали неразборчиво), 8400”.
Сумской был уверен, что ответили минчане. На самом деле эти слова принадлежали экипажу другого самолета Ил-62, летевшему в Ташкент. Через 1 минуту 10 секунд два самолета Ту-134А столкнулись на высоте 8400 метров. Первым о катастрофе доложил командир Ан-2 Донецкого авиапредприятия, который совершал регулярный рейс по маршруту «Черкассы – Донецк».
Хотя катастрофа случилась в субботу, первые упоминания об инциденте появились в белорусских и молдавских республиканских газетах только во вторник. Центральные СМИ не упоминали об этом целую неделю, и только 18 августа «Советский спорт» опубликовал сообщение ТАСС о похоронах, который состоялся в Ташкенте и который посетило почти все взрослое население города. Во время траурной процессии образовался живой коридор от аэропорта до Боткинского кладбища, где были похоронены большинство погибших. Там им установлен памятник.
Через 9 месяцев состоялся суд над обвиняемыми. На скамье подсудимых были диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждый приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева, а также руководителей высшего ранга в суд не вызывали даже в качестве свидетелей. Место падения самолета ТУ-134 СССР-65735 находится в районе поселка Куриловка.
Клуб «Пахтакор» после этой трагедии усилили добровольцами из различных клубов Советского Союза. В регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет, независимо от результатов, «Пахтакор» сохранять место в высшей лиге советского футбола. Поэтому ироничный и одновременно печальный выражение «Пахтакор – чемпион» получил распространение в 1980-х годах.
- На Днепропетровщине потерпел крушение самолет: 50 лет со дня трагедии
- В Днепре продают самолет бывшего употребления, созданный в уже несуществующем государстве
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: