Рекламный рынок Украины практически уничтожен. И в течение ближайших 10-12 месяцев вряд ли восстановится. В компаниях начались массовые увольнения специалистов, а выход на Запад и в страны Азии оказался невозможным. Об этом заявили ведущие эксперты отрасли – подробности на сайте 49000.com.ua
На плаву – один из двадцати
Так, региональный менеджер по цифровому маркетингу компании GSK Евгений Савчук приводит следующую статистику:
- Рынок рекламы и маркетинговых сервисов упал на 95%;
- Объем рынка в 2022 году – от 15% до 35% размера рынка 2021 года;
- Обанкротятся порядка 70% игроков рынка (при условии, что война продлится еще три месяца – это пока самый рациональный и оптимистический сценарий);
По его мнению, выход на Запад, ОАЭ, Азию затруднен из-за того, что многим игрокам просто нечего предложить заказчикам на этих рынках.
«Низкая автоматизация, отсутствие локального опыта и низкий клиент-сервис по мировым стандартам. Даже те, кто получил контракты справляются с ними с большими проблемами. Также опыт и человеческий потенциал рынка был сильно переоценен. Из-за чего начались массовые увольнения дорогих и переоцененных специалистов даже в ИТ, ориентированном на международный рынок. Привет зарплатам по 800 баксов как роскошь у мидлов», – отметил Евгений Савчук.
Эксперт прогнозирует восстановление рынка не ранее марта будущего года.
«Для рынка, который чуть моложе Украины, это будет самый значимый кризис с момента его существования. Я бы назвал это Пермским вымиранием. На рынке останутся или самые продуктивные/креативные, или те, у кого есть финансовая подушка», – считает он.
С ним согласен директор по маркетингу компании Natus Vincere Александр Павленко, который указывает, что данный прогноз является еще достаточно оптимистичным, особенно, глядя на ситуацию с локальными игроками:
«Проблема скорее в том, что падение ВВП, падение покупательской способности приведет к бессмысленности инвестиций в маркетинг. Все низкомаржинальные сферы будут восстанавливаться годы. Сильные IT аутсорсы и так на этот рынок не рассчитывали».
Перспектив и сроков не дают
А соучредитель в компании GRAPE Юрий Гладкий отмечает, что некоторые сетевые/известные агентства не выплатили сотрудникам зарплаты даже за февраль:
«Бизнес в анабиозе с марта, тут искать можно примеры и в креативных сервисах, и в медиа. Перспектив и сроков не дают. С марта у многих команда за свой счёт, частичная выплата зарплаты, фиксированная выплата без указания даты и никаких гарантий или «выплатим последние деньги март, а там не факт, что не закроемся». Маленькие агентства, которые зависели от отделов маркетинга – все плохо».
Также он считает, что в тех случаях, когда удалось сохранить специализированные команды и покупаемые ниши – надо делать на это ставку по всем фронтам. Ведь выживают те компании, которые создают продукты из Украины глобально или внутри страны в индустриях, где потреблению и война не помеха, особенно в b2b.
Восстановление может начаться летом – в новом формате
Юрий Гладкий подчеркивает, что с апреля начался процесс развала ряда крупных агентств и команд из тех, кто продержался дольше. Большим тяжелее выживать в привычном ранее формате и процессах, особенно без накопленной подушки. Останутся «костяки» и «золотые составы», с которыми можно будет проще восстановится. Ставка на тех, кто делает продукт и управляет. Кто-то сможет нанять таланты, которые были недоступны ранее, рынок снова вернулся к работодателю, хоть тот и скован деньгами или перспективами.
«Затянувшаяся война и весь май станут для многих месяцем перезапуска их бизнес-моделей, для кого-то временем полной консервации бизнеса, кто-то просто забьет на рекламу и покинет рынок. Офисов к этому времени у многих уже не будет. Кто смог пройти апрель – продолжат с сокращением выплат, переходом на проектную работу. Хорошо проявится команда, готовая пройти и удержаться. Сильно возрастёт безработица и готовность браться за любую работу», – утверждает он.
По его мнению, июнь станет временем стартапов, новых и гибридных союзов, первых коммерческих релизов после затяжного периода тотальной «социалки» и начало затяжного этапа восстановления индустрии.
«В апреле у нас в активной фазе пять клиентов – комплексных коммерческих проектов. В мирное время – почти в три раза больше. Повезло, что три клиента – это не только или вообще не Украина с разными проектами, два других точно будут расти из специфики продукта и сейчас хотят забрать клиентов, перераспределить рынок и стать брендом за меньшие инвестиции чем до войны. Пока иду в режиме планирования «на месяц», май вижу, июнь – мутный. Но работаю и есть хорошие перспективы из стран Центральной Азии и США, где ранее проводил активную работу», – поделился Юрий Гладкий.