Новое правительство Украины анонсировало создание единого портала, на котором можно будет оформить любую государственную услугу онлайн. А Дмитрий Дубилет вообще заявил о том, что от бумажного документообмена необходимо полностью отказаться. Первой ласточкой диджитализации стал портал IGov, запущенный еще в 2015 году. После аналогичные сервисы начали появляться у многих государственных органов, например у Кабмина и Министерства социальной политики. Впрочем, их качество оставляло желать лучшего.
Журналисты телеканала НАШ решили выяснить у архитектора решений платформы IGov Владимира Белявцева, как именно будет создаваться новый сайт электронных услуг и какая судьба ждет его многочисленных предшественников. В частности, на вопрос о том, будет ли новый сервис связан с IGov, он ответил так:
Модернизированный iGov, iDoc – на нем мы планируем все запустить. Вне зависимости от того, что будет происходить дальше, мы способны запустить все услуги – даже в коммерческом секторе. Мы продолжаем развиваться в этом направлении, и у нас уже достаточно большие успехи. Пытаемся объединить усилия, работать как единая команда, – даже с теми, кто работал над отдельными сайтами, чтобы не допустить зоопарка. Усовершенствованная версия iGov во многом делалась с оглядкой на Приватбанк. У всей команды было точное понимание, как должен работать крупное предприятие. Система в целом выстроена на работу в государстве, с большим количеством услуг. Мы уверены на 100%, что она реально конкурентоспособна с любыми решениями, которые есть сейчас.
– Что будет с остальными сайтами? Они все сольются в один на базе iGov или будет создано что-то новое?
– У нас есть план, и мы потихоньку по нему идем: собрать всех участников, разработчиков этих порталов, и помочь им в рамках общей команды конвертировать эти реализации на общей платформе. С одной стороны, это останутся решения, которые они продолжат обслуживать в рамках лицензионных договоренностей, но на общегосударственной платформе. Тем более, iGov – это государственная система. И все таким образом продолжат быть самостоятельными структурами.
– Если человек хочет заказать себе какую-то услугу в электронном виде, вы считаете, лучше это делать через iGov?
– Я убежден, что удобнее всего это делать через iGov. Но если эта же услуга есть на каком-то из конкурирующих государственных сайтов, из-за этого саботажа может случиться, так,что ее там отработают быстрее, чем через iGov. Если мы видим, что услуга реализована в госсекторе, мы просто делаем в этой же услуге, в едином каталоге, ссылку на ту, которая точно работает.
– За сколько можно реализовать единую платформу?
– Она уже существует, ее не нужно реализовывать. Ее сразу можно запускать и начинать внедрять услуги. Не хватает каких-то реестров, да, но это же вопрос к реестрам. Сейчас по приказу президента идет аудит – это очень правильное решение, потому что начинать надо было с ревизии.
– Я правильно понимаю, что в эту единую платформу будет интегрирован iGov и он будет основой?
– Да, фактически, iGov и обновленная платформа – это такая большая экосистема, которая не только обеспечивает подачу услуг, а и процессинг документов. У нас во многих государственных органах электронный документооборот, с первого октября должен хотя бы заработать электронный документообмен. Они по-другому построены – для бизнеса. Там высокий уровень простоты использования, не просто что-то там сделано и списаны миллионы, а комфортно, для бизнесменов, которые очень привередливы. Все государственные решения, к сожалению, крайне некачественные.