Прозрачные выборы или “игра престолов”: как назначают новых директоров днепровских театров и музеев
Смена руководства в городских культурных учреждениях после 2016 года стала настоящей «игрой престолов”. Все дело в том, что, согласно новому закону Украины «О культуре», назначают их не по решению руководства, а в результате прозрачного конкурса, где будущие управленцы должны представить членам жюри и представителям общественности взгляд на развитие учреждения, продемонстрировать положительный опыт. Это, по идее, должно «освежить кровь» руководства культурных учреждений и сделать порядок назначения независимым от пресловутого «кумовства» и кулуарных договоренностей. Впрочем, как показывает реальность, приверженцы старой системы не слишком рвутся принимать новые правила игры.
Об этом ярко свидетельствует ситуация с выборами нового руководства сразу в трех днепровских учреждениях культуры, в которых с осени этого года никак не могут определиться с директорами. Об эпопее с конкурсом на должность нового директора исторического имени Дмитрия Яворницкого 49000.com.ua уже неоднократно рассказывал.
Дело дошло до суда – кандидатура Юлии Песчанской, которая стала победительницей конкурса, нравится не всем. Напомним, что на должность претендовали сразу четыре кандидата: действующий на тот момент руководитель Надежда Капустина, директор центра народного творчества «Дивокрай» Виктор Боняк, заведующая Мемориальным домом-музеем Д. Яворницкого Яна Тимошенко и совладелица ТРК «Гуляйполе» Юлия Песчанская. По результатам голосования, победу одержала Юлия Песчанская. Однако ядро общественников, представленное организацией «Украинский культурный центр», были недовольны новым руководителем. По их мнению, Песчанская некомпетентна в вопросах финансирования и управления именно исторического музея. Об этом они даже написали главе Днепропетровского областного совета Глебу Пригунову. Тот ответил активистам, что музею нужен скорее антикризисный менеджер с европейским мировоззрением и успешным опытом управленца, а научно-исследовательской работой может заниматься и профильный заместитель. О реакции главы областного совета написала глава «Украинского культурного центра» Ляля Евтушенко.
Впрочем, для Юлии Песчанской в этой бочке меда не обошлось без ложки дегтя. Время, чтобы продемонстрировать свои управленческие таланты и европейское мировоззрение, для нее крайне ограничено. Испытательный срок для нового директора продлится до середины января 2019, то есть, фактически, два месяца. За этот срок она должна возродить проекты, которые в музее затянулись на десятки лет. Например, строительство лапидария для спасения каменных баб, которое экс-директор Надежда Капустина так и не смогла реализовать из-за хронического недофинансирования.
В Днепропетровском академическом театре оперы и балета ситуация похожая. Там разыгрался настоящий скандал, который советник городского головы по культуре Евгений Гендин в своем посте окрестил «классическим аппаратно-рыговским беспределом”. Сейчас в днепровском театре опере директор Александр Шароваров. Конкурс объявят уже скоро – на эту должность претендуют Константин Пинчук, директор концертного агентства, один из организаторов фестиваля «Феерия Днепра», начальник отдела творческих проектов КП «Единая областная театрально-концертная дирекция» Днепропетровского областного совета (именно в этой структуре работает также новый директор театра драмы и комедии) и директор ДМШ №7 Ярослав Фролов. К тому же, нормальные выборы не удалось провести. Почему? По словам народной артистки Украины Татьяны Бабич, которая была членом конкурсной комиссии, два остальных кандидата, которые и в первый раз подавались на конкурс, неправильно заполняли заявку, допускали стилистические и орфографические ошибки.
Поэтому, по мнению, Татьяны Бабич, их на конкурс и не допустили. Тем не менее, в состав конкурсной комиссии, в результате жеребьевки, удивительным образом регулярно попадает общественная организация «Берегиня України». При том, что, по идее, никто заранее не знает, когда и где будет проходить жеребьевка.
Гораздо резче это комментирует Евгений Гендин, которого эта ситуация крайне возмущает.
Совершенно очевидно, что областной совет заинтересован в том, чтобы расставить своих людей. Это можно было бы понять, если бы дело не касалось знаковых культурных учреждений города. Но все должно происходить прозрачно и честно, как ни наивно это звучит, а не закулисно. Обратите внимание: прямой трансляции заседаний конкурсных комиссий не было, видеозаписи появлялись на сайте с опозданием. На самом деле процедура проведения выборов с участием облсовета и разных общественных организаций порочна. Не зря народные депутаты Украины, которые занимаются вопросами культуры, говорят о том, что давно готов законопроект, отсекающий от этого процесса облсоветы. Выборами руководителей должны заниматься творческие люди и коллективы. Не могу не обратить внимание на ОО «Всеукраинский союз «Берегиня України». Их представители путем жеребьевки попали во все три комиссии, а вот Союзу театральных деятелей, например, не повезло, равно как и другим шести общественным организациям, непосредственно связанным с культурой. Но, «берегини», раз вам так везет и вы так болеете за культуру, почему же не пришли на второе заседание комиссии? Такие выборы — это вызов культуре города и области. Это игнорирование мнений трудового коллектива, театральной общественности Украины. И здесь дело даже не в Шароварове или ком-то еще. А в том формате проведения выборов, который лишает смысла все наши демократические достижения и горестные потери последних лет. Мой совет: попробуйте провести следующий конкурс честно и прозрачно. А вдруг понравится? Во время новых выборов на должность директора — художественного руководителя днепровской оперы мы уделим пристальное внимание процессу жеребьевки. Позовем прессу. Хотим узнать секрет везения, – заявил Евгений Гендин.
А вот один из участников конкурса Александр Шароваров ситуацию комментирует более спокойно, но заявляет – за должность директора театра оперы будет бороться.
Все, что связано с этим конкурсом, я могу комментировать очень толерантно, поскольку, сами понимаете, являюсь лицом заинтересованным. На втором заседании конкурсной комиссии я презентовал программу развития театра, с которой можно ознакомиться на сайте. На заседании присутствовали шесть человек, не пришли два представителя ОО «Берегиня України», которые были выбраны путем жеребьевки, а также один представитель облсовета. Четверо проголосовали за мою кандидатуру, двое воздержались. А поскольку в законе сказано, что победить кандидат может только в том случае, если за него проголосовали большинство членов комиссии, то есть пять человек, конкурс остался незавершенным. Я обязательно буду участвовать в новом конкурсе. Уверен, что один из самых интересных и важных для города пунктов моей программы пятилетнего развития театра, – это строительство органного зала возле нынешней оперы. Это может быть многофункциональный комплекс, соединенный также с малой сценой, на которой возможно разместить, скажем, кукольный театр. Словом, есть за что побороться, – рассказал Шароваров.
Наиболее спокойно конкурс прошел в Днепровском театре драмы и комедии. Там как раз в руководство и пришла та «свежая кровь», на которую рассчитывали авторы закона. Директором стал директор КП «Единая областная театрально-концертная дирекция» Днепропетровского областного совета Сергей Мазаный. Он опередил двух кандидатов: начальника отдела по концертно-гастрольной деятельности областной филармонии им. Л. Когана Максима Чернухина и актера театра драмы и комедии Александра Плахтия. Его кандидатура особых дискуссий не вызывала, даже у «Украинского центра культуры». Также нового директора поддержали легендарные артисты Арсен Босенко и Андрей Мельников. Предыдущий же руководитель, 81-летний Леонид Фурсенко, на конкурс не подавался, но остался работать в театре.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: