От презервативов до электрокаров: днепрянин Дмитрий Лазненко рассказал, как создать бизнес стоимостью в 2,5 млн. долларов
Дмитрий Лазненко – предприниматель, бизнесмен и авантюрист из Днепра. Имеет опыт в бизнесе более 15 лет. Он совладелец сети аптек, основатель компании Friendly Car и гуру электромобилей Tesla. Капитализация его бизнеса составляет около 2,5 млн. долларов. Его кредо – важнее людей только люди, а общение с ними – это обучение длиною в жизнь.
– Вы владеете крупной всеукраинской сетью аптек. Как пришли в этот бизнес?
– Я по специальности хирург. Это профессию выбрал сам, хотя родители настаивали на физико-математическом лицее. В то время была мода на юристов и экономистов, но мне эти профессии не нравились. Меня привлекала медицина и люди, которые там работают. Я считаю ее авантюрной профессией. За время обучения было много приключений. Обычно они заканчиваются, когда узнаешь о зарплате медработников. В больнице не проработал ни дня.
На третьем курсе мы с друзьями начали пробовать заниматься бизнесом. Продавали среди студентов витамины и презервативы. У моего друга, работающего на оптовом складе, покупали препараты по себестоимости. В студенческом общежитии мы напечатали прайсы и назвали фирму «Фарм-трест». Будучи активистами и старостами групп, продавали витамины на потоке по специальным ценам. Это был наш первый заработок. Нам было по 19-20 лет.
В 2003 году открыли первую аптеку, которую в шутку называли аптечный скворечник. Это было маленькое помещение в деревянном здании. Логика была простая – если аптеки открывают, почему бы не попробовать и нам. Не было просчетов, сложных схем и рисков, нами руководил юношеский максимализм.
Когда мы заканчивали учебу, перспективы были понятны. Если ты хочешь быть хорошим бизнесменом, ты должен вкладывать свое время. Совмещать учебу и бизнес не получалось. Интернатуру должен был проходить в больнице Мечникова. Зашел в отделение, представился и спросил: можно я интернатуру буду проходить, но ходить не буду? Меня выгнали за двери. Я вышел и понял, что сделал все от меня зависящее. Сама вселенная мне указала путь заниматься бизнесом.
– Не жалеете о потраченном времени на обучение профессии, которая вам больше не пригодится?
– Есть распространенное суждение о бесполезно потраченном времени или о том, что занял чье-то место. В защиту скажу, что такую школу, как прошел в Медакадемии, вряд ли где-то пройдешь. Во-первых, получил большой объем информации. Во-вторых, будучи старостой, я работал с множеством студентов и руководством академии.
Нас учили общению с больными людьми. Говорят, что вести диалог с больным очень сложно. Чтобы составить историю болезни и оказать помощь, нужно уметь разговорить человека и узнать, что беспокоит. Навык коммуникации мне до сих пор помогают в жизни налаживать контакты.
Я всегда расспрашиваю о человеке больше, чем рассказываю о себе и очень люблю слушать. Иногда у оппонента складывается обо мне впечатление молчаливого человека, но он считает, что беседа прошла хорошо. Чтобы было легче войти в контакт с незнакомым человеком, надо проявить интерес к его жизни. Где бы я не находился, я всегда ищу интересную среду. Общаясь, ты научишься большему, чем в институте или по книгам.
– Вы проводили лекцию в Днепре. О чем она была? Верите ли сами в эффективность такого обучения?
– Когда нас просят поделиться опытом для книги или написать пост, то мы рассказываем только верхушку. Сейчас такое время, что все хотят волшебную таблетку. Пример: тренинг «Десять шагов успеха» и так далее. На самом деле, это не работает.
Мы читали лекцию по партнерству, делились опытом взаимодействия людей, всеми плюсами и минусами. Более пятнадцати лет мы работаем вчетвером. Мое мнение, цель всех лекций и тренингов в мотивации. Главное не обольщаться и понимать, что «мотивейшн» работает недолго. Вы посетили, отметку сделали, и все. Если цель учиться глубже, это другой подход.
– Как сегодня обстоят дела с аптечным бизнесом?
– Можно развиваться бесконечно. На сегодня у нас пятьдесят аптек. Около семи из них работает по франчайзингу и часть находится непосредственно в нашем управлении. Около двух лет развиваем франчайзинг. Человек со стороны боится вкладывать деньги в развитие аптечного бизнеса в Украине. Это специфический вид деятельности.
Самый большой наш успех в отсутствии кабинетов у владельцев. Нашей ошибкой было то, что мы не давали людям проявить себя и взять ответственность. Руководство все время было задействовано в процессе. Мы вчетвером переехали в Киев, пошли учиться в MBI и Могилянку. Года полтора назад перешли от операционного управления в стратегическое. Работаем по ежемесячной и квартальной отчетности. Сейчас команда принимает решения без прямого влияния собственника.
– Что думаете о рентабельности ведения бизнеса в Днепре?
– Если говорить о моем бизнесе, то Днепропетровская область одна из самых насыщенных по аптекам в Украине. Тут больше конкуренция, но это не мешает нам находить ниши. Начинали первыми с поселков городского типа. Есть аптечные сети, которые, не выдержав конкуренции, начинают закрываться. Их можно монетизировать.
Мои друзья успешно открывают рестораны (Денис Жаткин владеет успешным пабом “Кеды искусствоведа” – прим. авт.). Рынку есть куда развиваться. Наступил период, когда мне стало скучно, и я переехал. В Киеве больше возможностей, но и больше сложностей. Люди более избалованы. Сердце бизнеса находится в Днепре.
– Расскажите, как пришла идея продавать электромобили?
– Все родом из детства. В 10-11 лет я уже ездил по трассе за рулем Москвича. Я учился на медика, но засматривался на автомобили. С восторгом присутствовал при ремонте, ездил с родителями выбирать машину.
Для меня и сейчас наблюдать за процессом мойки сродни медитации. Езжу на автомобильные выставки, слежу за тенденциями и вижу, что мир двигателей внутреннего сгорания стремительно уходит. Через несколько лет не будет разделения на автомобиль и электромобиль.
Я поездил на пятнадцати автомобилях, которые сам выбирал, менял и помогал друзьям. Для себя выбрал Tesla. Хобби и любовь к авто превратил в бизнес-проект «Friendly Car», который запустил в декабре прошлого года.
– В чем отличие Tesla от других электромобилей?
– Дизайн, дальность пробега, срок службы батареи, скорость зарядки и места для обслуживания – важные характеристики для водителя. Производитель напрямую общается с клиентами и сообщает лично последние новости. Больше никто из производителей такого не делает. Tesla – самая дорогая марка электромобиля и пока не так востребована в Украине, как другие.
Также меня привлекли инновации и нестандартные решения. Так, к Рождеству Tesla сделала забавное обновление. По время движения автопилот показывал на экране не машины, проезжающие рядом, а повозки с оленями. Для девушек будет полезным приложение, когда машина сама выезжает с парковки и встречает хозяйку у двери магазина. Для романтического свидания есть режим камина.
– Вы не единственный в Украине посредник. Чем планируете привлекать покупателей?
– Официальное дилерство Tesla не дает никому, даже автосалонам. Самостоятельно открывать представительство в Украине пока не планируют. Мне не нравился подход вторичного рынка автомобилей. Там главное продать и не важно, какой ценой. Я не отношу себя к перекупщикам. Я заинтересован в выстраивании долгосрочных отношений.Человек покупает не машину, он покупает возможность передвигаться по-новому.
Наш сайт начинается с приветствия. Позиционирую компанию от своего имени, показывая, что я friendly – звоните, пишите, и я все устрою. Бизнес основан на индивидуальном подходе. Например, пока клиент ждет машину, у его дома уже подготовлено место для зарядки. Я лично встречаю потенциального покупателя, провожу тест-драйв. Подсмотрели подход и некоторые фишки у компании Tesla. При вручении автомобиля клиенту мы готовим целое шоу. Это проект на перспективу.
Я хочу быть к этому сопричастен, делать мир чище и давать людям то, что нравится мне.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: