Последняя пленарная сессия работы Верховной Рады подошла к концу, а украинские парламентарии ушли на каникулы. 2021 год оказался для народных избранников крайне продуктивным. Всего за год в Раде зарегистрировали порядка 1500 проектов законов, из которых 253 – приняли. К слову, учитывая финансирование Парламента в 3,995 млрд гривен, всего 1 закон обошелся украинцам в 16 миллионов. Несмотря на “продуктивное” законотворчество, ряд законов был принят с явными законодательными дырами и коррупционными рисками. Как и кто может обогатиться за наш с вами счет и получить новые возможности, – выяснял корреспондент 49000.com.ua.
Закон об олигархах
Автор инициативы: президент Украины;
ЗА: 279 голосов;
Борьба с олигархами стала одним из ключевых предвыборных обещаний Владимира Зеленского. Тогдашний кандидат в президенты заявил о необходимости законодательно отделить олигархов от политики, сделав их влияние невозможным. К слову, в Украине на сегодняшний день насчитывается порядка 13 олигархов. По крайней мере, такую цифру озвучил секретарь Совета Нацбезопасности и Обороны Алексей Данилов. Вопреки всем протестам оппозиции, закон был принят и хотя вступит в силу он лишь через 6 месяцев, общественный резонанс вокруг документа поднялся уже сейчас. К примеру, пятый Президент Украины Петр Порошенко уже потрудился передать свои медиа – канал “Прямой” и “5 канал” своему близкому окружению.
Что меняет “закон об олигархах”?
Закон об олигархах, или точнее – “О предотвращении угроз нацбезопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни” предоставляет СНБО и президенту Украины эксклюзивные полномочия признавать граждан олигархами, а также контролировать их контакты с чиновниками и должностными лицами. В том числе, – через представителей.
Риск заключается именно в этих полномочиях. Закон не предотвратит появление новых олигархов “с безупречной деловой репутацией” и не имеет ограничений, которые распространяются на уже существующих. Кроме того, из-за весьма размытых критериев попасть под “клеймо” олигарха могут и крупные бизнесмены. Как и большинство украинских законов, этот имеет благую цель, но вот его неукоснительное следование влечет за собой полностью непредсказуемые последствия. Власть получает дополнительные полномочия и возможность избавляться от неудобных противников.
1. Признать олигархом можно любого крупного бизнесмена;
Для определения олигарха в законе выписаны несколько критериев. Так, лицо, соответствующее сразу 3 признакам будет считаться олигархом:
- участие в политической жизни;
- значительное влияние на СМИ;
- бенефициарный владелей монополии;
- подтвержденная стоимость активов, превышающая 1 млн прожиточных минимумов (2,38 млрд грн).
Закон прописан следующим образом: любое лицо, которое обеспечивало товарами или услугами митинги или демонстрации автоматически получает статус “влияния на политическую жизнь”. Кроме того, наличие хотя бы одной акции предприятия в вашем портфеле засчитывает вам всю стоимость этой компании, при подсчете “богатства”. Купили 1 акцию Apple за $175? Поздравляем, вы владелец $3 трлн, – все по закону. И наконец, чтобы не иметь “значительного влияния” на СМИ, продать свой телеканал или газету нужно только человеку с “безупречной деловой репутацией”. “Безупречность” этой самой “репутации” будет проверять СНБО.
2. С принятием закона можно уволить абсолютно любого чиновника, вне зависимости от уровня и должности.
Да, именно так. Всего одна незадекларированная встреча с представителем олигарха, который “пожелал остаться неизвестным” и все, – основание для более, чем законного увольнения. Никакие гарантии независимости, предоставленные другими законами работать не будут. Забавно, но порядок обнаружения такого контакта и требования к “представителям” олигарха закон не предусматривает. Более того, не предусматривает он и достоверность информации о таком контакте. К примеру, к неудобному директору условного НАБУ или судье приходит на прием гражданин, которого после объявят представителем олигарха, а чиновнику укажут на дверь.
Налоги 2.0, или офшоры в Украине
Автор инициативы: премьер-министр Украины;
ЗА: 255 голосов;
Вокруг этой законодательной инициативы развернулась настоящая война. В закон внесли внушительные 11 тысяч правок. Впрочем, рассматривать их не стали, а протащили закон по спецпроцедуре. К слову, в СМИ этот закон прозвали “антиахметовским”. В частности, из-за предложений поставить новые ставки ренты для компаний, добывающих руду. Ключевым пунктом в законе было требование к содержанию железа в руде на уровне 62%. Это напрямую связано с доходностью компании “Метинвест” олигарха Рината Ахметова. Увы, всего за полгода ситуация кардинально изменилась.
Так, в принятой редакции законопроекта №5600 появилась поправка, благодаря которой объем рентных платежей по добыче железной руды мог не просто не увеличиться, а даже уменьшиться. Кроме того, очередная правка уменьшала единый налог, выплачиваемый с земель, на которых расположены здания птицефабрики. Основным выгодополучателем этих правок считают бизнес агромагната Юрия Косюка. В свою очередь глава Минфина Сергей Марченко заявил, – принятие законопроекта № 5600 снизит доходную часть госбюджета на 30 млрд грн. Перед принятием закона прогноз снизили – до 15-20 млрд грн.
Что меняет “налоговый закон?”
По своей сути законопроект №5600 – это мини-налоговая реформа. Он вносит множество изменений в порядок администрирования и уплаты налогов и очень больно бьет по отдельной категории налогоплательщиков.
1. На 15 лет создаются свободные экономические зоны в шахтерских регионах;
В определенных населенных пунктах Донецкой и Луганской областей будут созданы свободные экономические зоны, которые освободят от уплаты налогов. Разумеется, при определенных условиях:
- не имеют обособленных подразделений, дочерних предприятий, представительств и филиалов;
- удельный вес дохода, полученного предприятием от реализации продукции собственного производства и продуктов – 90%;
- сумма годового дохода не превышает 40 млн грн;
Увы, закон не предусматривает никаких предохранителей по перепродаже товаров из таких экономических зон. Проще говоря, никто не запрещает зарегистрировать фирму в шахтерском городке и продавать, к примеру – газировку, не платя при этом ни копейки налогов. К слову, в 2000-х годах в Украине уже действовали такие зоны. Привело это к весьма печальным последствиям. Товары из таких зон поставлялись не на экспорт, а на внутренний рынок, а внутренние производители не могли бороться с конкуренцией.
2. Органы контроля получают эксклюзивные полномочия;
Налоговики смогут направлять письменные запросы налогоплательщикам. Купили квартиру? Готовьтесь ответить на запросы. Увы, вместе с полномочиями, налоговая получит механизм злоупотребления своими правами. Вам направили 100 запросов? Ответить вы обязаны на все. Не ответили? Готовьтесь платить штраф. Кроме того, любые предположения налоговиков могут быть основанием для проведения внеплановой налоговой проверки.
Непрозрачные закупки на 85 миллиардов
Автор инициативы: народные депутаты от фракции “Слуга Народа”;
ЗА: 273 голосов
Закон “О внесении изменений в Закон Украины “О публичных закупках” и другие законы по совершенствованию системы обжалования публичных закупок” должен был урегулировать вопросы обжалований в публичных закупках. Увы, как это часто бывает – “сталося не так, як гадалося”. Принятый закон предоставил право осуществлять закупки ко Дню Конституции и 30-летию независимости Украины по неконкурентной переговорной процедуре. Кроме того, под конец депутаты проголосовали и за поправку, выводящуюю из-под публичных закупок работы по строительству Большой кольцевой дороги на 85 миллиардов гривен.
Что изменится?
1. Дорога за 85 миллиардов без прозрачных закупок;
Закон выводит строительство Большой кольцевой дороги вокруг Киева из-под действия Закона “О публичных закупках”. 85 млрд грн отдадут “избранному” без конкурентных торгов на Prozorro. Завершить строительство планируется к 2025 году. Общая протяженность дороги составит около 150 км.
2. Непрозрачные закупки к 30-летию независимости и Дню Конституции
Из под публичных процедур выведены все закупки, касающиеся празднований. Их список определил Кабмин. Попасть в него было очень “вкусным” предложением,ведь процедура создана для ситуаций, когда на рынке нет конкуренции. В этот список вошли не только празднования 30-летия Независимости, но и:
- строительство нового корпуса больницы “Охматдет”
- ремонт и строительство шести аэропортов
- строительство европути “Киев – Львов – Скнилов”
Ранее мы писали: