Недавно мы писали о новом концертном сезоне филармонии и влюбленном в свою работу Игоре Хиниче. Продолжаем знакомство с директорами уникальных культурных мест в городе, обладающих особой энергетикой. Сегодня Днепр может лишиться памятника архитектуры национального значения. Помещение органного зала потихоньку разрушается.
Пока ведутся споры между собственниками, мы пообщались с директором и художественным руководителем Днепропетровского Дома органной и камерной музыки Антоном Чернетой. Имея многолетний опыт работы в сфере культуры, Антон Чернета принимает активное участие в деятельности зала, ведет концерты и сам играет на органе. Звучание каждого органа уникально. В нем собран целый духовой оркестр, а каждый из его регистров – отдельный музыкальный инструмент со своим звуком. Наш орган построен немецкой фирмой «Зауэр», состоит из 60 регистров, 2074 труб и весит 12 тонн.
– Кому сейчас принадлежит право собственности на Дом органной и камерной музыки?
– На основе Мирового Соглашения, утвержденного решением суда, до 26 августа 2020 года собственником органного зала является религиозная община “Свято-Николаевский храм” парафии Днепропетровской епархии Украинской православной церкви. По документам он принадлежит Украине. После истечения срока соглашения собственник вправе нас не впустить внутрь здания и на территорию.
Дальнейшая судьба органного зала зависит и от выборов. Если после 2020 года решается вопрос и здание передается в собственность областного совета, он будет выделять деньги на реконструкцию. Разные решения могут быть, не берусь прогнозировать.
Были высказаны идеи не просто о переносе органа, а о строительстве здания. Если грамотно продумать и вложить средства без откатов и воровства, то его реально построить с учетом акустических особенностей. Местом строительства должна быть театрально-концертная зона. Привлекать людей на концерты в центр города будет проще.
– Как обстоят дела с реконструкций здания?
– В 1997 году, к десятилетию дома органной и камерной музыки проводили реставрацию фасада здания. На основную часть денег хватило, а на реконструкцию колокольни и лепнины ручной работы – нет. Самое страшное – это постепенно разрушающаяся колокольня.
Храму 104 года. Это считается небольшим сроком. С 1982 по 1985 год была произведена масштабная реконструкция здания. Больше капитальные работы не проводились. Никто не хочет вкладывать деньги, пока не решен правовой вопрос здания. Религиозная община Московского патриархата должна поддерживать здание, но они и пяти копеек не вложили.
Из областного бюджета оплачивается вода и свет. От газового отопления мы отказались. Мы не имеем права бюджетные деньги вкладывать в ремонт храма. Где-то подмазали, подлепили, но это не капитальные вложения. Из-за трещин в крыше уже давно могло бы затопить орган. От катастрофы спасет то, что он имеет навесы и вода не попадает в трубы.
– Не опасно ли посещать концерты?
– По экспертной оценке академии строительства и архитектуры, проведенной в 2015 году, внутри здания находиться безопасно. Продолжает разрушаться только фасадная часть. Во время сильного ветра отпадают куски лепнины. На прилегающей территории растет орех со времен царя Николая второго. Во время экскурсий мы наблюдаем, чтобы люди не заходили за ограничения опасной зоны. Центральный вход перекрыт. Начали отходить колонны. Ежегодно проверяют надежность крепления люстры, весом две тонны. На экспертную оценку и косметический ремонт мы выделяем собственные средства. Стоит отметить фактическое отсутствие гидроизоляции над подвальными помещениями, из-за чего при обильных осадках и таянии снега вода просачивается сквозь грунт и подтапливает технические помещения подвальной части. Это результат ошибки при строительстве дополнительных подвальных помещений с 1985 по 1987 год.
– Вы достигли успехов на телевидении, работали актером и ведущим. Почему решили стать директором Дома органной и камерной музыки?
– В ноябре 2017 года я выиграл конкурс на замещение вакантной должности директора. Из четырех претендентов запомнилась солидная дама пенсионного возраста, она выступила перед комиссией с пачкой рукописных листов. Вместо допустимых 15 минут на защиту проекта, целый час рассказывала о том, как запустит новые троллейбусы, которые будут ходить к органному залу через каждые полторы минуты. Я знаю, что на сегодняшний день это нереально.
Комиссию заинтересовали мои программы по перспективе развития. В первую очередь, я не видел коллектив Дома органной и камерной музыки как отдельную часть музыкального пространства города и области. Мы в канве всего культорологического процесса города. Коллективы взаимосвязаны между собой. Надо сказать спасибо правительству, которое посадило всех на мизерную зарплату. Из штата в 60 человек, половина получает доплату до минимальной ставки из бюджета предприятия.
Зарплата директора не намного выше. Я ставлю цель, чтобы Дом органной и камерной музыки получил статус академического коллектива. Тогда мы сможем говорить о другом финансировании и ощутимой зарплате. Сегодня ее ощущает симфонический оркестр филармонии, театры.
– Расскажите о концертной деятельности. Какие произошли изменения после вашего прихода на должность директора?
– За прошлый концертный сезон реализовано 27 новых проектов. У нас 296 посадочных мест и бывают концерты солд-аут. По воскресеньям проходят абонементные концерты. Популярностью пользуются концерты релаксации для будущих мам, частота вибрации органа позволяет комфортно развиваться плоду. Есть люди, которые засыпают во время концерта. Когда я впервые это увидел, очень удивился. Мне объяснили, что некоторые люди так воспринимают музыку. Ведь, в первую очередь, к нам приходят слушатели.
Провести вечер с семьей можно «В Органном царстве в Органном государстве». Эти проекты достались в наследство от прошлого руководства. Судя по комментариям зрителей в соцсетях, мы можем говорить об успешном проведении детских спектаклей. В новом сезоне с гастролями к нам приезжали: литовский органист Александр Исаков, итальянский органист Сальваторе Пронести, а также украинские музыканты Максим Сидоренко, Станислав Калинин, Анна Степанова, “KIYV MOTZART QARTET” и другие.
Удалось привлечь новых зрителей и слушателей. Увеличился поток гостей от предприятий, учебных заведений, госучреждений, расположенных поблизости. Переманил из «Шинника» режиссера – постановщика, человека атомной энергии Фаину Марковну Пинсон.
– Как планируете привлекать молодую аудиторию?
– Для молодежи в планах сделать роковую программу. Будем использовать нестандартный креативный подход, следить за модой. В начале сезона мы принимали международный эвритмический проект с участием артистов из Польши, Украины, Германии, Италии, Румынии и других стран. За органом был молодой польский органист. Молодежь стала посещать вечера романса. Рискнули провести выходящий за рамки формата органного зала проект «Танго для двоих» с элементами милонги. Такого жанра мероприятия приносят прибыть. Я считаю, мы должны работать так, чтобы заинтересовать слушателя и зрителя любых возрастов и предпочтений. Связываю это с тем, что о нас начали больше говорить и писать в прессе. Анонсы читают мои подписчики в соцсетях.
– Как делите помещение с формальными собственниками здания?
– Органный зал – это памятник архитектуры национального значения.
Настоятелем храма отцом Сергием был подан запрос на получение аренды от предприятия Дома органной и камерной музыки. Вопрос об арендной плате решается на уровне Министерства культуры Украины.
В Министерстве попросили предоставить документы на помещение. Документов у собственников не нашлось. Взять здание на баланс они не захотели, ведь это предусматривает дополнительные расходы и отчетность. Религиозная община находится в подвале. Мы друг другу не мешаем. Иногда слышен запах горящих свечей. В общине воды нет. Они приходят набирать ее к нам. Соседям в помощи не отказываем.
– Вы не думали взять пример с филармонии и создать «Клуб друзей органного зала»?
– Клуб любителей органного зала появится тогда, когда мы будем уверены в стабильности. До 26 августа 2020 года мы находимся в шатком положении.