Морской волк из Днепра о штормах, войнах и пиратах: фото

Капитан дальнего плаванья из Днепра Константин Соболевский, который спас рыбаков в водах вблизи Кувейта и был за это награжден, рассказал корреспонденту 49000.com.ua об особенностях профессии, пути «морского волка», перспективах Днепра и Украины в сфере судоходства и многом другом.

— Как вышло, что парень из города на Днепре стал капитаном дальнего плавания. Как к ней шли, где учились, этапы и т.д. Книги, фильмы и т.д. о моряках.

— Я переехал из Севастополя в 2001 году. Познакомились в Феодосии со свой будущей женой и переехал в Днепр по окончанию службы. В Феодосии проходил службу в ВМФ старшим помощником капитана на малом противолодочном корабле Ужгород. Закончил Севастопольский Военно-Морской Институт им Нахимова. Больше 20 лет проживаю в Днепре. После окончания службы встал вопрос о продолжении карьеры моряка уже на гражданском флоте и мне пришлось пройти переподготовку. Для работы на гражданском флоте требуется лицензия судоводителя или механика. Стоило это дорого и мне пришлось начинать с низов – с палубного матроса и моториста в машинном отделении пока не заработал деньги на прохождение курсов и получение лицензии. Далее карьера проходила быстро, и я достиг должности капитана. В детстве побывал в Севастополе, когда город еще был закрытым и я захотел попробовать свои силы на вступительных экзаменах в Севастопольском ВМИ. Экзамены проходили в Киевском Морском Политическом училище (позднее расформированном). Тогда решили проводить экзамены в Киеве чтобы больше курсантов поступило из континентальной Украины и уменьшить доминирование Крымских абитуриентов.  Я сдал экзамен и меня зачислили курсантом в СВМИ, после нас эшелоном отправили в Севастополь. Далее 5 лет обучения и выпуск, лейтенантские погоны и кортик.

— Какие книги или фильмы повлияли на решение связать жизнь с морем?

— Я не был активным читателем в детстве, это увлечение пришло позже. Произвел впечатление роман Моби Дик. Не простой роман и достаточно сложный для прочтения с частыми библейскими отступлениями, но я считаю этот роман классикой морской литературы. Также весьма познавательны экспедиции Тора Хейердала «Ра», «Кон-Тики». И цикл романов об адмирале Горацио Хорнблауэра автора Сесил Скот Форестера. О вымышленном персонаже офицере Королевского Британского флота в период Наполеоновских войн. Присутствуют параллели с реально существовавшим офицером и легендарным адмиралом Горацио Нельсоном. Кстати существует сериал о Хорнблауэре который я, к сожалению, не смотрел.  Из кино мне нравится фильм «Лодка» Режиссера Вольфганга Петерсена о немецких подводниках времен II мировой. Цикл документальных фильмов об океане Жака Ива Кусто. Ну и конечно в детстве мне запомнилось кино по мотивам книги Жюля Верна «В поисках капитана Гранта».

— В каких странах побывали? В каких копаниях работали? Какие суда водили? Часто бываете дома?

— Безусловно, в профессии присутствует дух авантюризма, и путешествовать приходится много. Посетил много стран от самых развитых до экзотических. Из-за бурного роста экономики Индо-Китая много приходится заходить в страны Азии. Практически все мировые мегаполисы расположены возле океана либо на реках, поэтому я побывал во многих интересных местах от Буэнос Айрес до Шанхая. Работаю на контейнеровозах, этот флот образовался не так давно в Британии после постройки первого контейнеровоза в конце 80-х годов и морских контейнеров. Эти суда одни из самых больших на данный момент и работают линиях Европа–Азия или Южная Америка–Европа.  К сожалению, дома бываю редко, но в силу того, что связь доступна сейчас и в океане, то можно всегда пообщаться с родными.

Днепр – родина моряков

— Много ли выходцев из нашего города связывает свою жизнь с морем? Чем это их привлекает?

— Когда я впервые оказался в Днепре здесь была Днепропетровская База Флота в Амур гавани и свои первые рейсы я делал именно там. Тогда на базе работали более тысячи человек плав состава. К сожалению, база перестала существовать, морякам пришлось искать работу в других местах. В Днепре достаточно моряков, в том числе высококвалифицированных. Профессия в настоящее время востребована и хорошо оплачиваема.

— Что необходимо предпринимать городу, чтобы дать шанс ребятам воплотить свои мечты о море?

— К сожалению, так сложилось что все мореходки находятся в южных городах Украины. Наверно, для городов таких как Днепр или Запорожье были нужны ВУЗы для металлургических промышленности. Может быть, стоило открыть филиал мореходки в Днепре – тогда ребята из наших городов смогут учиться и получить профессию моряка.

— Насколько нужна такая организация, как флотилия речников?

— Речная флотилия безусловно нужна городу. Она дает возможность детям получать важные технические знания и воспитание личности и качеств характера, которые проявляются в море – взаимовыручка, стремление получить новые знания и опыт. Я часто бывал в странах Северной Европы и наблюдал, что для детей содержат много учебных судов особенно в Нидерландах. Не жалеют средств, так как это дорогое удовольствие. Но власти идут на эти расходы, так как дети, получив правильное воспитание, будут работать для страны.

Будущее – за развитием своего флота

— Может ли Украина стать морской державой и что для это требуется?

— Украина является морской страной так как границы выходят к морю. Помимо металлургической промышленности в стране есть судостроительная отрасль. Для того, чтобы страна начала строить собственный, флот необходима государственная поддержка. Вспоминается печальный опыт ракетного крейсера «Украина», который так и не был введен в эксплуатацию. Судостроение — это сложный бизнес, который требует больших инвестиций, но в итоге приносит большую прибыль открывает много рабочих мест. Наукоёмкое производство потребует подготовку большого количества инженеров различных специальностей. Тоннаж современного мирового флота постоянно растет, так как количество перевозимых грузов непрерывно увеличивается. Экономические интересы страны в мире будут распространяться далеко за пределы собственных границ, увеличивая влияние страны в мировой экономике.

— А может ли река Днепр стать полноценной транспортной артерией страны и международной? Что необходимо для развития этой отрасли?

— К сожалению река Днепр не сможет быть полноценной транспортной артерией в силу климатических условий. Река Днепр оборудована шлюзами и гидроэлектростанциями для возобновляемой энергетики, построенных во временна СССР. Частично реку необходимо использовать для перевозок в календарную навигацию, тем самым можно снять нагрузку на автодорогах и ЖД транспорте подвижного состава. И речные, и морские перевозки традиционно являются самыми дешевыми. Ранее 15-20 лет назад использовались речные составы с маленькой осадкой. В Европе на Шельде, Маасе и Вэзэре и Эльбе расположены самые крупные порты мира так же на этих реках присутствует активное речное судоходство по внутренним водным путям. Поэтому река Днепр также может быть использована для постройки крупного морского порта. В нашем городе при необходимости можно построить ряд терминалов для импорта/экспорта нефтяных, химических и других разнообразных грузов. Для наших промышленных объектов необходимо как сырье для производства, так и возможность вывоза продукции.

— Способен ли город Днепр стать действительно центром речных и даже морских перевозок? Какие это даст преимущества в том числе и для жителей?

— Безусловно, отрасль нужно развивать, новое это хорошо забытое старое. В первую очередь, нужно закупать и строить суда различных классов. В Амур гавани до сих пор остались помещения для судоремонта и прочие объекты, которые нуждаются в реанимации. Это дорогостоящая и сложная задача, требующая большой концентрации усилий. Но эти усилия будут потрачены не напрасно, так как появятся новые экономические возможности.

Украинец означает и профессионализм, и политизированность

— Где, в основном работают украинские моряки? Соблюдаются ли их права? С какими рисками сталкиваются?

— Сложно ответить, многие стремятся работать на высокооплачиваемых флотах таких как танкерный нефтеналивной и газовый где требуются специфические знания. Основной и, наверно, самый многочисленный флот — это сухогрузы, а также есть пассажирский флот. Украинцы работают практически везде и на различных должностях. Условия работы самые разные, как и везде, предпочтение отдается хорошо образованным молодым специалистам.

Моряк перед тем как отправится в рейс подписывает контракт, в котором будут указаны взаимные права и обязанности. В настоящий момент все права, в том числе своевременная выплата зарплат, строго соблюдаются сторонами и их выполнение проверяется ИМО, подразделением ООН в сфере мореплавания, уполномоченными инспекторами ITF (международной транспортной федерацией), а также инспекторами порт контроля. Обычная рабочая неделя составляет 40 часов и отдельно оплачиваемые сверхурочные.

С развитием метеорологии и наблюдением за погодой риск попасть в штормовые условия существенно упал. Также риск пиратства в проливных зонах в Аденском заливе и Западной Африке значительно уменьшается в последнее время. В отдельных нестабильных регионах таких, как Персидский залив и Ближний Восток, также военная активность практически исчезла. К сожалению, сход на берег сейчас в большинстве стран запрещен из-за коронавируса, а это напрямую влияет на ментальное здоровье. Будем надеяться, что в скором времени все изменится в положительную сторону

— Сколько в сегодняшнем Вашем экипаже украинцев, оцените уровень профессионализма наших соотечественников?

— В настоящее время в экипаже пятеро украинцев. Они имеют высокий уровень образования, позволяющий работать в сложных условиях и на старом оборудовании, мыслить нестандартно. С украинцами всегда работается комфортно, но мы излишне политизированы, это один из главных минусов.

— Бывали ли ситуации, подобные той, что произошла с рыбаками из Кувейта? Примеры?  Можно ли было пройти мимо тонущих? Что заставляет идти на помощь?

— Ситуации, конечно, случаются, особенно в районах активности тропических ураганов тайфунов в экваториальных широтах. Не всегда суда успевают разойтись с подобными погодными явлениями. На судах установлена радиостанция, по которой принимаются и сигналы бедствий в автоматическом режиме на дежурных каналах. Спасением занимаются спасательные координационные центры и выбирается судно, которое ближе всего находится к точке, где терпит бедствие другое судно. Океан делится на зоны ответственности, где спасательные центры отслеживают радиосигналы и сигналы бедствия, ретранслируемые со спутников.

Черное море, кстати, в зимнее время тоже является часто является одним из самых опасных регионов. В Керченском проливе в один момент затонуло несколько судов 8-10 лет назад из-за сильного северо-восточного ветра. Одни из самых известных это гибель пассажирских лайнеров «Титаник», «Эстония», «Адмирал Нахимов». Возле побережья США существуют так называемые кладбища кораблей. Кейп Хаттерас, или остров Сэйбл. (Сабля) из-за сильных течений и туманов множество кораблей потерпело бедствие в данных районах, начиная с дракаров викингов до современных судов.

Когда требуется помощь по спасению капитан обязан принять решение по проведению спасательной операции. Всегда необходимо помогать людям, попавшим в беду, и облегчить страдания из гуманных соображений.

Главное преимущество города на Днепре

— Часто бываете в Днепре? Что он для Вас, чем нравится и чем запомнился? 

— Днепр индустриальный центр. Поэтому впечатляют, в первую очередь, огромные предприятия и промышленные объекты – такие, как Южмаш, ДМЗ. В городе много парков, скверов и длинная набережная, много музеев. Днепр мне не сразу понравился, но со временем я познакомился с людьми, и я начал быстро погружаться в жизнь города.  В городе происходит много мероприятий, выставок, концертов. В выходные всегда можно выбрать куда пойти и с пользой провести досуг. Для меня важно, чтобы город находился возле воды будь то река или море. Считаю это главным преимуществом Днепра перед другими крупными городами в Украине.

— Насколько информированы Ваши иностранные коллеги о ситуации в Украине? Их отношение к ней?

— Меня часто спрашивают об Украине. В том числе и в США, и других странах. В основном, к Украине относятся с сочувствием и симпатией.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекламные блоки позволяют нам оставаться независимыми СМИ, а вам – получать самые свежие новости под ними. Scroll down!

Присоединяйтесь также к 49000 в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться
Главное за день
logo-bottom
© 2022, все права защищены 49000.com.ua
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: