Различных молодежных субкультур в мире существует много. Некоторые являются совершенно безобидными, другие могут вызывать некоторые опасения (например, если речь идет об экстремальных флешмобах), а есть настолько специфические, что становится страшно. Сегодня речь пойдет о достаточно молодой в Украине, но уже успевшей зарекомендовать себя не лучшим образом, группе молодежи, живущей под девизом А.У.Е.
Эту аббревиатуру расшифровывают по-разному. Среди вариантов: “Уголовно-уркаганское единство”, “Арестантский уклад един”. В целом, данная субкультура представляет собой весь спектр тюремной романтики от так называемых “понятий” до откровенно криминальных действий – вымогательства, воровства, грабежей. Первые упоминания об А.У.Е в прессе датируются 2011 годом, после чего данная субкультура начала стремительно набирать популярность. Согласно открытым источникам и информатору 49000.com.ua, основная задача членов группы – сбор денег для передачи в места лишения свободы, пропаганда “правильного” образа жизни и адаптация неписанных тюремных правил к повседневности.
Средний возраст приверженцев данной, с позволения сказать, культуры – от 12 до 18 лет. Четкого разделения по функционалу у членов группы нет. Задачи общие. Единственное, что отличает адептов друг от друга – социальный статус на псевдотюремной лестнице. Например, наш собеседник, 14-летний Игорь, стоит на ступени “стремяга”. Это означает, что до авторитетных пацанов, по типу “смотрящего” ему далеко, но и с совсем малолетними “шнырями” он не ровня.
“Мы вааары”
Именно так и с таким протяжным звуком представился нам наш юный собеседник, отвечая на вопрос: “Кто же вы такие”. Естественно, мы были вынуждены попросить рассказать именно об этом нюансе немного подробнее, что Игорь сделал с удовольствием:
– Мы, короче, живем по воровским понятиям. Создаем движение на свободе. Вор – это кто? Это свободный человек. Его не волнуют условности “терпил” и “фраеров” (под последними подразумеваются потенциальные жертвы и рядовые граждане – авт.) Вор не работает, у него нет семьи, его дом – тюрьма. Там вор – царь. Он разруливает конфликты, следит за порядком. В общем, он там все решает.
– Позволь, но для того, чтобы стать вором нужно, как минимум, воровать?
– Вор, он не ворует. Он берет свое. Я же говорил, что это свободный человек. Думаешь, вор это тот, кто мелочью промышляет? Это крадун. Их тоже уважают, но ворами они не считаются. Вообще, “лоха обуть” (обокрасть кого-либо), это норма. Если не “терпилы”, то кто нас “греть” (содержать) будет?
– Ты меня совсем запутал. Ты описал что-то вроде воров в законе. Но коронуют же только единиц. Что же, ты считаешь, что каждый из вас обязательно станет “законником”?
– Ну, не каждый же из нас туда серьезно собирается. Но зарекаться от тюрьмы нельзя. Сегодня мы помогаем тем, кто сидит “на киче” (в тюрьме – прим. авт.). А завтра, если я туда попаду, помогать будут мне. Это тоже по понятиям. Ну, там, вообще, как карта ляжет, но точно – если сяду, то за меня слово скажут, под нарами сидеть не буду.
– Я правильно понимаю, это что-то вроде страховки?
– Нет. У нас это такая норма. Страна такая, короче, где “заехать” (быть арестованным) может каждый.
– Ты ошибаешься, я, например, веду законопослушный образ жизни и в планах у меня попадать за решетку нет. Ты же, будто, заранее готовишься к тому, что точно произойдет.
– А как? Что мне, идти сейчас спину гнуть или “мусорам” (в контексте разговора, автору стало понятно, что под этим термином не обязательно подразумевается сотрудник правоохранительных органов, но любой, кто прошел службу в армии, занимал государственные должности, проходил свидетелем или же сообщал о преступлении, – авт.) прислуживать?
– Тем не менее, тебе нужно покупать себе еду, сигареты, сдавать деньги в кассу…
– А вот такая дорогая жизнь воровская.
Кастовая система и налог на страдальцев
Автор слышал много утверждений о том, что “взрослая” система тюремных каст и аналогичная у подростков очень сильно различаются. При чем, у подрастающего поколения воров оно приобретает совсем терминальные стадии. Впрочем, как оказалось, это слухи:
– У нас как? Сначала ты “шнырь”. Это совсем малолетки, гонцы. Послать их там, куда-то, вместо тебя в магазин сбегать или куда нужно. Потом – “пацан”. Слышал, у взрослых, таких, середняков, “мужиков”, больше всего? Вот примерно то же самое. Только там за мужика отвечать не надо особо. Ну, работаешь, гнешь спину, но на сотрудничество с администрацией не идешь. У пацанов сложнее – если мужик не “стремится” (не хочет примкнуть к блатным – воровской элите), то у нас ты по любому должен перед смотрящим. Ты, как бы, по любому, “стремяга”. Дальше пути нет, если ты не побывал “на киче”. Ну, а оттуда уже выходишь по серьезной масти, какую получишь. Это если вверх. А так, можно “зашквариться” и в пи**ры попасть. Ну, оттуда пути вообще нет. По жизни чмом будешь.
– Только не говори, что на свободе процветает та же дикость!
– Чего дикость? Все ровно. У нас недавно один накосячил сильно, так его “опустили” – обоссали толпой. Все, он теперь никто и звать его никак. Хочешь отпинать, идешь пинаешь. Бабки забрать там, например. Чтоб не в общак, а себе. Это нормально, хотя у своих мы не тащим.
– Хорошо. Чем вы занимаетесь обычно? В чем заключается то самое движение?
– Мы ж чего АУЕ? Потому что все урки и босяки едины против “мусоров”. А как нормальному блатарю сидеть без грева? Вот мы собираем общак, а потом смотрящий передает его сидельцам. Курево купить, в шизо парней поддержать – на все деньги нужны.
– Вы их зарабатываете?
– Я же объяснял, вор не работает, это не по понятиям. А так, кто из дому несет, кто малышню обувает, кто честно – в карты, там, выигрывает. А есть такое, в школе увидел, как кто руки не помыл после туалета – все, он “петух”, у него и забрать можно.
– Ты понимаешь, что все, описанное тобой, это уголовно наказуемые преступления?
– А че мне будет? Я “малолетка”, поговорят и отстанут. Уже пару раз такое было.
– Сейчас тебе 14. Ты задумываешься о будущем? Например, пойти учиться? Или так и будешь жить до момента, пока не посадят?
– Да, в “бурсу” я уже поступал. Ушел оттуда, ничему не учат толком, только деньги берут. А вообще я хотел мобильные телефоны чинить. У меня кореш есть, так он хорошо поднялся на этом. Он тоже на АУЕ был.
– То есть, со временем, из этого движения можно уйти? Без наказания?
– Ну, в общем, да. Многие уходят. Там, какое-то время, бывает, еще “отстегивают” на общее, а потом завязывают. Пользу же принесли сидельцам уже хорошую. Это если так. Просто с взрослыми связываться никто не хочет. Зато, если накосячишь в движе, то пощады не жди. Накажем обязательно.
– Мочой?
– Не только. Одному старший наказал себе два пальца сломать. Так он дверью их себе и… А то, что ты спрашиваешь, то у малолеток только на зоне беспредел, где членом наказывают. На воле проще – на сходе старший порешил, что ты “петушара” и все. Этого хватает. Ну он еще и “маляву” может пустить, что такой-то опущеный, чмо он и не человек. Все, потом в городе такому жизни не будет.
– Ты постоянно упоминаешь старшего. Это вообще кто? Чем он занимается?
– Смотрящий наш. Он сам с Новокрымки (ул. Новокрымская), бывалый сиделец. Авторитетный мужик. Занимается – за порядком следит, над общаком коптит. Он на тюрьме в блатных ходил, сейчас нам опыт передает.
Об отношениях и не только
– У тебя есть мама и отчим. Как они относятся к твоему “увлечению”?
– Они не знают. Отчим только что-то догадывается, он сам сидел. Ну, пару раз из “мусарни” приходили, так мне максимум мелкую кражу хотели вменить. И то там не я был. Кто – знаю, но своих мы не сдаем. Это “западло”.
– Что насчет девушки?
– Так мою “шмару” ты видел. (Автор материала действительно несколько раз встречал Игоря с миловидной девушкой. По абсолютно субъективному мнению – вполне из приличной семьи. – авт.) Но у нас девок нет. Не то, чтобы нельзя, но девки они ж такие – сегодня что-то не так, побежит и сдаст всех. Не будешь же ее потом бить или опускать…
Данный разговор можно было продолжать очень долго. Впрочем, автору с головой хватило такого погружения в данную субкультуру и желания продолжать беседу попросту не было. Единственный вывод, который напрашивается, это обвинить, по традиции, родителей. Но в чем-то мы должны согласиться с выводами психологов: гораздо большую роль в подобном явлении играет общество. Автор неоднократно видел в социальных сетях группы по типу этой. При чем, приведенная по ссылке является одной из самых “мягких” вариаций. Да и одна из “модных” коллекций репера Басты носила название “А.У.Е” и содержала принты соответствующего характера.
От автора: Редакция 49000.com.ua ни в коем случае не поддерживает криминальные идеи, описанные в статье. Цель материала – не столько продемонстрировать разнообразие увлечений подростков, сколько привлечь внимание к достаточно серьезной проблеме. По окончанию разговора наш журналист подарил юному собеседнику книгу Леонида Габышева “Одлян или Воздух свободы”, повествующей о жизни в тюрьме для малолетних преступников. Будем надеяться, что данное произведение произведет достаточное впечатление на человека, чтобы тот бросил свое глупое увлечение.