Днепрянин Стас Капралов: Кинобизнес – развлечение не для слабонервных

Днепрянин Станислав Капралов около 6 лет работает в Киеве на телевизионном производстве и продакшнах как сценарист и режиссер. После запуска в 2012 году на городском 34 телеканале тревел-шоу «Безумный автостоп» сотрудничал с «Новым каналом», а в данный момент трудится над созданием тревел-проекта для телеканала «ICTV». На днях отправится на полтора месяца для съемок в Латинскую Америку. Но речь пойдет не об этом. Стас снял короткометражный фильм «Sui Caedere», который получил престижную награду на самом старом американском фестивале авторских фильмов в Хьюстоне «WorldFest Houston Film Festival» в этом году. Сразу же по возвращении Стаса в Украину нам удалось пообщаться и поговорить о мировом и украинском кино, перспективах развития последнего и, конечно же, о картине, завоевавшей высокую награду. К слову, премии хьюстонского фестиваля  Platinum Remi Award в свое время удостоились такие именитые режиссеры, как Стивен Спилберг и Дэвид Линч.

— Стас, первый вопрос закономерно о проекте: как родилась идея и каков жанр картины?

— Тема моего фильма — суицид. Она очень табуирована в обществе. О СПИДе и наркотиках говорят, о самоубийцах — нет. А эта проблема существует. В конце моего фильма идут титры со статистикой. Ежеминутно два человека на планете добровольно и собственноручно расстаются с жизнью. Мне хотелось рассказать об этом страшном явлении на языке кино, стремящегося быть искусством. Это авторская картина, с выразительной образностью, множеством нюансов психиатрии.

Это твоя первая сценарная и режиссерская работа такого масштаба?

Работая на телевидении уже почти 6 лет, я сотрудничал со съемочными группами сериалов, писал сценарии роликов. В какой-то момент получил заказ на сценарий, написав который, вслед за тем выступил режиссером художественной постановочной части проекта (реконструкции) документального фильма израильтян о Варшавском гетто. Так что, мой короткий метр, который был премирован в Хьюстоне, далеко «не первенец».

Каков хронометраж ленты «Sui Caedere» и есть ли она в сети?

Фильм длится 15 минут. В сети его пока нет, поскольку он еще «фестивалит». Там он появится позже, но трейлер уже можно посмотреть.

— Как долго длилась подготовка и съемки фильма?

— Сценарий я написал довольно стремительно, дал почитать друзьям и коллегам, мнению которых доверяю, доработал. Через месяц, к концу ноября прошлого года, он уже был готов. Полтора месяца, с декабря до середины января, длилась подготовка. К фильму я готовился тщательно, как это делают в США. Подготовка позволяет впоследствии экономить время на площадке в процессе самих съемок. Так что снимали мы всего 4 дня: 3 дня в Киеве и день в Чернобыле. Мне была нужна атмосфера и натура всеми покинутого, заброшенного и пустынного города. После того как фильм был снят, еще месяц ушел на монтаж картины, работу над саундом и покраской. Финальную мы делали уже на экране кинотеатра. Озвучили даже атмосферу воздуха.

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о периоде подготовки к съемкам.

— Создание кино — достаточно дорогостоящий процесс. Я инвестировал в съемки свои личные средства, то есть сам выступил инвестором этого фильма. У меня был выбор: купить машину или снять фильм. Я выбрал второе. Для меня было крайне важно потратить средства с максимальной результативностью и получить наиболее качественную картинку, передающую именно то, что хотелось сказать. К тому же, снять быстро — не означает сделать некачественно. Напротив, грамотная профподготовка к съемочному периоду позволяет экономить время на площадке. Это очень хорошо знают в Голливуде, поскольку там работают менеджеры и продюсеры высочайшего класса, которые умеют считать деньги. Кинопроцесс — один из самых сложных и масштабных источников прибыли. Кинобизнес — дорогое развлечение не для слабонервных и большая лотерея. В нем нет устоявшихся четких канонов, эта игра не имеет правил.

— Как такая подготовка сокращает время съемок?

— Актеры уже знают, что им делать, оператор знает, как снимать, чтобы достичь нужного эффекта. Для этого после окончания сценария и выбора локаций я и мой оператор отравились посмотреть свет и ракурсы, понять, работает ли сценарий в пространстве, читаются ли в нем диалоги. Мы сперва сняли все на фотоаппарат, полностью смонтировали фильм, отсмотрели ошибки. И только потом снимали на профессиональную камеру Arri Alexa и кинообъективы Anamorphic. Поработали с актерами, много и подолгу говорили. Оказавшись на съемочной площадке, все работали практически молча и очень быстро, поскольку понимали свои задачи полностью. Я не люблю балагана на съемках. Считаю такой подход непродуктивным.

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

— Какое количество человек работало над фильмом? И вообще, из каких этапов состоит производство кино?

— Тридцать на съемочной площадке и около пятидесяти над картиной в целом. Помимо технических сотрудников и актеров, сильно сработали гримеры: у нас был сложный скульптурно-объемный грим. Вообще съемки — это еще и постпродакшн. А выход фильма на большие экраны — это и промоушен, и дистрибьюция ленты после окончания производства. В этом как раз способствуют международные фестивали, продвигая картины на мировой рынок и знакомя с людьми сферы — лучшими мастерами и профи кинобизнеса.

— В чем заключается промоушен фильма? И какие плоды может принести WorldFest?

— Он имеет несколько этапов. Посещение международных фестивалей — один из них. Скажем честно, для меня было важно поставить на свой постер логотип хьюстонского фестиваля, являющегося авторитетным в мире кино событием. Но когда жюри так высоко оценило мою работу, я был невероятно рад. Что же касается прочих инструментов продвижения, то участие во всевозможных закрытых вечеринках, яхт-вылазках и барбекю с главными фигурантами мировой киноиндустрии на таких фестах приносят новые контакты и обеспечивают плодотворное сотрудничество в будущем. Скажем, в Хьюстоне я познакомился с голливудскими продюсерами, кинокритиками, режиссерами, кастинг-компаниями и агентами, директорами международных фестивалей.

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

— Участники имеют свободный доступ к такого рода вечеринкам и VIP-общению?

— Участники основной программы конкурса — да. Но на многих фестивалях, скажем, на Лондонском кинофестивале BFI London Film Festival, Berlinale в Берлине, Мюнхенском Filmfest Munchen, кинофестивалях Лос-Анджелеса и, конечно же, Каннском кинофестивале вечеринки для тех, кто не попал в основную программу фестиваля, платные. В Каннах даже существуют специальные шорт-корнеры как маркетинговые решения для начинающих кинематографистов, позволяющие за 25–35 евро просто заявить в ходе фестиваля о своей работе, при этом не участвуя в конкурсе.

— Принимал ли твой фильм участие в других фестивалях?

— Да, конечно. В первую очередь на всеукраинском кинофестивале «Молодость». Потом он поехал в Нью-Йорк, побывал в Бостоне, посетил Дубай. Я физически сопровождал свое детище только в США.

— Почему, по твоему мнению, кинобизнес — лотерея?

— В кинобизнесе никогда не можешь быть точно уверен, выстрелит ли твой фильм. Может провалиться «стопроцентный вариант» и выстрелить малобюджетка.

— В чем заключаются основные фестивальные сложности и трудности для начинающих?

— Ну, скажем, на престижный фестиваль в Каннах подают 5–6 тысяч заявок на участие в год. Члены комиссии вряд ли успевают отсмотреть все работы, это делают за них помощники. А потому, не имея фестивальной истории и будучи малоизвестным, сложнее быть замеченным.

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

— Как тогда попасть в программу фестиваля? Есть какие-то хитрости или секреты?

— Прежде всего берем за аксиому, что ваш фильм высококачественный и талантливый. Затем, мое мнение, чтобы получить реальный шанс попасть в программу авторитетного фестиваля, важно поучаствовать перед тем в фестивалях класса B.

— Тема фильма играет роль в успехе его дальнейшей дистрибьюции? Задает ли тренды американское кино?

— Тема должна волновать не только локальное общество. Она должна быть интересна зрителям других стран. Нишевое кино, интересное ограниченному сообществу людей, описывающее традиции их жизни и быт, редко продается на рынки многих стран. Бывают исключения, например, прошлогодний фильм Звягинцева «Нелюбовь», который продюсировал киевлянин, вхожий в кулуары Голливуда Александр Роднянский, зашла в кинопрокат на многие рынки мира. Кинорынок — вещь субъективная. Но как правило трендовость мирового кинорынка определяют темы, волнующие западное общество, находящееся на ином уровне развития, нежели постсоветские страны. Могу предположить, что мода на кино все же существует.

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

— Как эта разница отражается в кино? И есть ли необъективность на Оскаре или на том же Каннском фестивале?

— Социум и зритель Запада просто не понимает, как пенсии может не хватать на оплату коммунальных услуг. Но интересуется проблематикой жизни трансгендеров. А потому кажущаяся нам пропаганда «странных» ценностей в западном кино попросту невозможна в силу огромного количества членов комиссий тех фестивалей, которые раздают громкие награды таким фильмам. Так, Американская киноакадемия насчитывает почти 6 тысяч членов. Убедить людей уровня Анджелины Джоли или Микки Рурка, Спилберга или Сорентино, Арановски или Скорсезе отдать голос за пропаганду чьих-то интересов крайне сложно, если вообще возможно. А потому фильмы, которые все же получают высокие мировые награды, очевидно, затрагивают волнующие общество темы, отражают тенденцию времени. При этом снимать на международном языке кино не так уж сложно: у нас с американцами, массовая киноиндустрия которых диктует некоторую, если так можно сказать, моду на формат, больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

— Тебе удалось получить награду на американском фестивале, на сцену которого в этом году поднимались лауреат премии «Оскар» британская актриса Рэйчел Вайс и оскароносный режиссер картины «Фантастическая женщина» минувшего года Себастьян Лелио. Расскажи, что на самом деле представляет собой Голливуд?

— Голливуд — точно не монолит, но точка, из которой исходят разные направления, с различными коммерческими и творческими подходами. Но вся «Фабрика грез» — это не только американское кино. Да, в 90-х тон задавали авторские боевики Тарантино. До того в моде были французские режиссеры типа Годара, Трюффо, Варда. Сейчас в тренде мексиканцы Иньяриту и Дельторо. Неважно откуда ты, важно — какое у тебя качество!

— Может ли авторское кино быть массовым?

— Несомненно, это так. «Криминальное чтиво» — это авторское кино, ставшее массовым. «Дюнкерк» Нолана — тоже абсолютно авторский фильм, собравший огромную кассу.

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

— Как обстоят дела с украинским кино?

— Я определил бы ситуацию следующим образом: это ребенок примерно на 5 месяце развития. «Беременность» протекает нормально, направление верное, отклонений нет. Хорошо, что Госкино поддерживает украинского производителя лент. Это позволяет окупить вложения в фильмы. Плохо, что украинский зритель пока массово не ходит на картины отечественного производства. Но это изменится — потребитель привыкнет к тому, что украинское кино может быть качественным. Появится общественный спрос на драму. Сегодня в Украине реально продать только комедию. К тому же у нас рекордно маленькое в Европе количество кинотеатров — менее двухсот по всей стране.

Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что зритель «не ходит» на украинское кино? «Киборги», к примеру, собирали полные залы.

Это пример интереса общественности к теме. Я могу привести другой пример, когда авторы украинской картины планируют ее подачу таким образом, чтобы факт ее производства в Украине не читался. Прибегают к разным уловкам: называют ленту английским названием, например. О чем это говорит? О том, что украинский зритель не верит, что украинские режиссеры способны делать качественный продукт. Но это не так. И со временем зритель начнем доверять своим — украинским авторам, убедившись в их талантливости и профпригодности.

Есть ли успешные проекты в среде украинского полнометражного кино?

Конечно. В этом году, к слову, украинский продюсер Сергей Лавренюк представляет на 71 Каннском кинофестивале, стартовавшем 8 мая, полнометражную работу «Женщина на войне». Это художественный фильм, созданный в копродукции Франции, Исландии и Украины при поддержке Госкино и снятый исландским режиссером Бенедиктом Эрлингсоном. Картина будет представлена в рамках конкурсной программы каннской «Недели критики», являющейся одной из старейших и наиболее авторитетных секций Каннского кинофестиваля. А вот украинскую ленту Сергея Лозницы «Донбасс» во второй по важности программе Каннского фестиваля «Особый взгляд» уже показали и лента, как написало одно из украинских информагентств, произвела эффект разорвавшейся бомбы.

 

Режиссер короткого метра из Днепра покорил Штаты. Новости Днепра

Режиссер Стас Капралов

Как работает структура Государственного агентства Украины по вопросам кино и в чем ее основная цель?

Задача Госкино – покрывать хотя бы частично расходы на производство отечественных лент. Производство фильма – удовольствие дорогое, и состоит из трех основных этапов: это PR-кампания, съемки, дистрибьюция. Проще говоря, есть на что потратиться. Потому так важна поддержка Госкино, как финансовая, так и имиджевая.

В какой момент работы над картиной ее автор обращается за поддержкой в Госкино?

Это должно происходить на этапе планирования съемок и написания сценария. У Госкино есть свои условия сотрудничества, которые важно учесть в работе над съемками. Кроме того, чтобы презентовать свой план съемок, одной идеи недостаточно. Должен быть готов сценарий, проведен кастинг актеров, отснят трейлер. На этапе представления проекта в Госкино автор участвует в питчинге, то есть презентует свой проект перед специальной комиссией.

Какие условия должен выполнить автор, получивший поддержку Госкино?

В проекте должен быть указан тот факт, что он реализован при поддержке агентства. Приоритетно, чтобы фильм был снят на украинском языке. Однако, Госкино финансирует и англо-, и франкоязычные ленты. Идея сценария должна лежать в плоскости популяризации символов, укрепляющих украинскую государственность и независимость. Проект должен быть четко реализован в заявленные сроки. Требования, стоит сказать, вполне адекватные и предполагающие производственную результативность и имиджевое продвижение украинского продукта на международном кинорынке.

— Ты готов посвятить себя кино полностью, или телевидение все же не отпускает?

— Телевидение на сегодняшний день кормит и позволяет финансировать проекты фильмов. ТВ, в то же время, кажется мне некой иллюзией, что все хорошо. Меня тянет в кино. Я сын театрального режиссера и внук актера театра Мейерхольда. Отчасти дело в генах, думаю (смеется). Недавно снял еще один короткий метр о живописи, которую очень люблю. Это своего рода оптическая иллюзия. Картина так и называется «Я є ілюзія». Вскоре лента посетит несколько международных фестивалей. В планах — полный метр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на нас в Facebook и Telegram

logo-bottom
© 2019, все права защищены 49000.com.ua
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: