Только за июль Нацбанк Украины получил 535 жалоб граждан на действия коллекторов. Это почти треть от всех полученных за месяц жалоб на действия небанковских финансовых учреждений
Об этом сообщает 49000.com.ua, ссылаясь на пресс-службу НБУ.
Две главные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты: коллекторы звонят должнику с угрозами и коллекторы контактируют с родственниками или соседями должника, которые не имеют никакого отношения к кредиту.
Когда финансовая компания дает кредит, то обычно заемщик должен указать телефон родственника, коллеги или друга. В то же время учреждение не подписывает с ними никаких документов о поручительстве и может даже не проверять подлинность контактов. Взамен компания рассчитывает, что в случае просрочки кредита его удастся взыскать с помощью коллекторов.
Если вы лично не давали разрешения на использование вашего телефона, финансовая компания и коллекторы нарушают законодательство. Если вам поступают звонки или письма по кредиту, который вы не брали и по которому не выступали поручителем, то можно говорить о нарушении Закона Украины «О защите персональных данных». Номер телефона человека и его домашний адрес — это конфиденциальные данные. Финансовая компания и коллектор не имеют права на их обработку без согласия владельца.
Если коллектор угрожает, он нарушает законодательство
Такие методы работы коллекторов как угрозы, круглосуточные звонки должнику и членам семьи, использование бранных слов в сообщениях, распространение оскорбительных фотоколлажей и т.д. нарушают ряд статей Конституции Украины (статьи 3, 21, 22 и 32), Гражданского кодекса Украины (статьи 3 , 291, 301, 302 и 308), Уголовного кодекса Украины (статья 182).
Если коллектор угрожает принудительно взыскать долг, он вводит человека в заблуждение. Ведь только органы Государственной исполнительной службы и частные исполнители имеют законодательные основания принудительно взыскивать задолженность, соблюдая ряд официальных процедур, которые предусмотрены Законом Украины «Об исполнительном производстве». Коллекторские компании имеют право только информировать должника или поручителя по кредиту о наличии долга.
Как себя защитить
Нужно узнать название коллекторской компании, представители которой к вам звонят. Если кредит никак вас не касается, стоит объяснить ситуацию и попросить прекратить звонки.
Если вам продолжают звонить по кредиту, который вас не касается, обратитесь с письменной жалобой к руководству коллекторской компании, а также в контакт-центр НБУ по телефону 0800505 240.
Также следует обратиться к уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или в суд. Ведь именно они контролируют соблюдение законодательства о защите персональных данных. Если коллекторы угрожают, нужно обязательно обратиться в правоохранительные органы.
Нацбанк планирует урегулировать работу коллекторов
Нацбанк присоединился к разработке законопроекта, над которым работает профильный комитет Верховной Рады, который должен четко определить правила работы коллекторов, запретить неэтичное поведение и установить санкции за нарушения:
Среди главных изменений, предлагают:
- банки и финансовые компании еще на этапе подписания договора должны предупреждать клиента о привлечении коллектора в случае просрочки по кредиту;
- коллекторы будут обязаны соблюдать требования этического поведения;
- нацбанк будет вести реестр коллекторов;
- банки и финансовые компании контролировать поведение привлеченных ими коллекторов, а также будут обязаны сообщать НБУ о заключенных сделках с коллекторами.