Многие днепряне так, или иначе слышали об Университете железнодорожного транспорта, а многие в нем еще и учились. Но не многие знают удивительную историю главного корпуса этого вуза. О том, с чего начинался студгородок ДИИТа рассказали в управлении по вопросам охраны культурного наследия Днепровского горсовета.
В 1946 году был разработан проект восстановления комплекса Днепропетровского института инженеров транспорта архитекторами московского института «Главтранспроект» В.С. Масленниковым и П.И. Рождественским (консультант И.В. Жолтовский). Планировалось возвести несколько соединенных между собой учебных корпусов с примыканием к учебному корпусу 1930-х гг. (на месте блока №1).
Строительство главного корпуса (I очереди), расположенного по красной линии ул. Гагарина, велось 8 лет (1947 – 1955). Здание достопримечательности в стиле советского неоклассицизма получило пышно декорированные фасады: центральный 8-ми колонный портик с треугольным фронтоном (с гербом и надписью «Институт инженеров транспорта им. Л.М. Кагановича»), с 4-мя полуколоннами на фланкирующих ризалитах, порталы дверей и окон, барельефы, фризы, карнизы с модульонами и рустовкой. В построенном корпусе разместились аудитории, лаборатории, кабинеты физики, химии, строительной механики, геодезии, марксизма – ленинизма и библиотека. Отремонтированное ограждение 1930-х гг. пристыковали к боковым фасадам нового корпуса.
С выходом в 1955 году постановления №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» строительство II очереди было заморожено. На дворовых фасадах достопримечательности оставили вертикальные штробы для возможности пристройки корпусов II очереди и актовый зал. Последнюю разместили в помещении 4-го этажа, которое по проекту предназначалось для чертежного зала. Впоследствии было принято решение о строительстве перехода между главным и учебным корпусом, где расстояние между ними минимально (торцевой фасад блока № 4). В 1970-е гг. у достопримечательности произошел прорыв магистрального водопровода, подмыло фундаменты и привело к появлению конструктивных трещин на фасадах (на сегодняшний день установленные в 2006 г. маяки дальнейших деформаций не выявили).
В 1984 году к дворовому фасаду достопримечательности был пристроен 4-х этажный Дворец культуры студентов, из-за чего на уровне первого этажа оконные проемы преобразованы во входные, а на 2-3 этажах – заложены. В 1980-е гг. Было переработано ограждение территории учебного заведения: вместо кирпичных столбов, между которыми размещалась декоративная металлическая решетка, были установлены металлические рамы с символикой железной дороги, цоколь облицован бутовым камнем. Во время реставрации главного фасада в конце 1990-х гг. на портике было оставлено название «Институт инженеров транспорта», но убрана надпись 1974 года – «имени М.И. Калинина ». В 2017 году на фронтоне был демонтирован барельеф герба СССР, а в 2019 на его месте закреплен герб Украины.