Как в Днепре парковались жители города сто лет назад: фото

Недавно возле Музея истории Днепра происходили непонятные для многих действия: возле забора в землю вкопали трубу с навершием. Но вот труба эта необычная — это дореволюционная коновязь. Как их использовали в старину исследовал сотрудник Музея истории Днепря Юрий Берестень.

С времен казачества и до середины 30-х годов ХХ века главным видом транспорта был гужевой. Лошади были основным тягловым скотом, перевозившим пассажиров и большие грузы в городе.

Хозяйственная инфраструктура Екатеринослава была обустроена под насущные потребности данного вида транспорта. В частности, богатые горожане на территории своих усадеб строили большие конюшни, где содержались лошади, экипажи, телеги или фаэтоны, конская упряжь. Как правило, в конюшнях были зарезервированы местах для временного пребывания лошадей гостей хозяина усадьбы. В 20-е — 30-е годы ХХ века большая часть конюшен была или перестроена в жилые помещения или снесена владельцами.

В городе успешно функционировали кузницы, кузнецы в которых специализировались на подковке лошадей. Большой популярностью в городе пользовалась профессия ветеринарного врача — коновала в тогдашней терминологии, который занимался в основном лечением лошадей и крупного рогатого скота.

Понятно, что основным видом общественного транспорта в городе также был гужевой, передвижения которого улицам и проспектам было детально регламентировано органами городского самоуправления Екатеринослава. В частности, экипажи могли курсировать по городу только одноконные и пароконные, запряженные в дышло или распряжку. Для грузовых фур передвижение позволяли исключительно шагом. Пассажирские экипажи могли ехать умеренной рысью.

Как и сейчас, в отдельные периоды истории города крайне актуальной была проблем парковки транспортных средств. В частности, каждое административное государственное учреждение должно было иметь коновязи — каменные или железные столбы, к которым привязывали лошадей. И теперь на старых улицах и проспектах города можно кое-где их встретить, несмотря на то, что они давно уже не используются по прямому назначению.

Правила Екатеринославской городской думы, которые регламентировали порядок езды общественного гужевого транспорта, отдельно обращали внимание ездовых на правила парковки своих экипажей. В частности, строго запрещалось привязывать лошадей к другим предметам, кроме коновязи. Например, запрещалось привязывать конные экипажи к городским фонарям, оконным решеткам, усадебным ограждениям, перилам лестницы, деревьям и другим предметам. Появление данного правила было продиктовано нормами техники безопасности, так как довольно часто сильные лошади легко вырывали с основанием фонари, ломали деревья, ограждения, заборы и т.д.

Коновязи представляли собой деревянный (каменный или железный) столб, прочно замурованный в почве. В отдельных случаях коновязь напоминала по форме букву «П». Стоит отметить, что состояние и эстетический вкус домовладельца определял материал и форму столба. У зажиточных горожан коновязи могли быть изготовлены из железа (иногда с художественным литьем) или камня, у менее богатых — из прочных пород дерева. Разумеется, подавляющее большинство столбов в городе были деревянными и поэтому они почти не дошли до нашего времени. В этом отношении несколько повезло с сохранностью столбам из камня и железа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекламные блоки позволяют нам оставаться независимыми СМИ, а вам – получать самые свежие новости под ними. Scroll down!

Присоединяйтесь также к 49000 в Google News. Следите за последними новостями!Присоединиться
logo-bottom
© 2021, все права защищены 49000.com.ua
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: