Железнодорожному вокзалу Днепра уже более 100 лет. О том, как он менялся на протяжении прошлого столетия, показали в Facebook-сообществе Екатеринославъ-Днепропетровск. Первые изображения этой важной для города транспортной артерии появились еще в 1900 году. Именно тогда началось Городская Дума 17 марта 1879 года решила «дать бесплатно для станции и рельсового пути городскую землю сколько потребуется» в полное владение железной дороги, а также предоставить во временное владение столько земли, сколько необходимо будет для строительства. Земля для строительства станции была выделена.
Во время гражданской войны площадь сильно пострадала. Вместе со станцией и вокзалом она оказалась в эпицентре практически всех городских боев. Здания обстреливали, грабили, выводили из строя оборудование. Деревянные корпуса сгорели в печах. Неудивительно, что в первые мирные годы основное внимание уделялось именно восстановлению разрушенного и поврежденного. Только в 1930-х годах был поднят вопрос о кардинальной реконструкции площади.
Кстати, несмотря на разрушения, горожане старались к праздникам придать вокзалу некое подобие домашнего уюта и как могли украшали его:
В 1941 году площадь вновь оказалась в эпицентре боевых действий. Были разрушены вокзал и Управление железной дороги. Оккупационные власти, приняв меры к восстановлению работы станции, не особенно беспокоились о восстановлении площади. В это время она представляла собой фактически груды руин с отдельными, чудом уцелевшими стенами. Бои 1943 года практически ничего не добавили к общей картине. Для сравнения, в 1942 году железнодорожный вокзал и площадь перед ним выглядели так:
А так – через год, в 1943:
Начать восстановление удалось только в марте 1946-го. А уже в 1947 году обнаружилась просадка фундамента. Строительство было законсервировано, началось исследование грунтов, проект был переработан. В 1948 году был утвержден новый проект вокзала, строительный объем которого был существенно уменьшен по сравнению с первоначальным. Возобновить строительство удалось только в 1950 году. Здание вокзала было окончено в 1951 году, а пассажирские тоннели под путями – в 1953 году.
В 1970 вокзал выглядел так же, как и сейчас:
Если само здание практически не изменилось, то сегодня площадь дополнили парковка и бесчисленные киоски:
Фото и материалы – краевед и историк Валентин Старостин.