Уже не первый год на рынке Украины существует очень нездоровая тенденция, когда крупные торговые сети задерживают выплаты поставщикам. Иногда могут задерживать до полугода. О том, почему так сложилась, можно ли на это повлиять и как такая ситуация влияет на конечного потребителя узнавали журналисты портала 49000.com.ua.
На данный момент сумма всех задержанных торговыми сетями выплат поставщикам насчитывает около пяти миллиардов долларов. Эти деньги торговые сети используют по собственному усмотрению, пользуясь ими фактически как беспроцентным кредитом. Это, в свою очередь, является причиной острой нехватки оборотных средств у производителей. То, что это не выгодно поставщикам нет смысла и обсуждать, но изменить они ничего не могут, так как крупные торговые сети являются фактически монополистами, диктующими свои условия. Таким образом, иностранные поставщики находятся в более выгодном положении, чем украинские.
О том, как бороться с этой вредной для украинских поставщиков тенденцией рассказал аудитор, экономический эксперт Михаил Крапивко:
Эта история появилась уже давно. Торговые сети всегда делали отсрочку платежей минимум на девяносто дней. Сейчас же ситуация для них стала более благоприятная и они начали увеличивать этот срок. При этом у них очень жесткие договора и очень жесткая система отбора поставщиков стала. В частности, этому поспособствовало РРО [ред. Регистратор расчетных операций; фискальный кассовый аппарат] для физлиц предпринимателей. Таким образом каналы сбыта продукции сузились. Основной сбыт идет через торговые сети. Таким образом устанавливается диктат этих сетей.
Такая ситуация, по словам Михаила, уже имела место было в Великобритании в 20-е годы прошлого столетия. Тогда это назвали “кризисом универмагов”. Тогда супермаркеты загнали под свои условия всех. Из-за этого даже пришлось в их достаточно консервативное законодательство вносить поправки. В частности, в закон “О компаниях”. О планах введения подобных поправок в Украинском законодательстве эксперт говорит скептически:
Нет, у нас, как раз, все законодательство и выстраивается. У нас в Антимонопольном комитете есть возможность начать антимонопольное расследование за такие вещи, но никто его не начинает.
Кроме того, Михаил Крапивко уточнил, как именно отражается такая нечестная игра торговых сетей на конечном потребителе:
Только подорожание товаров. Во-первых, на прилавках сетей все время уменьшается ассортимент, уничтожается линейка товаров. Например, сеть “АТБ” все хорошие товары загоняет под свою торговую марку “Своя лінія”. То есть, она диктует условие производителям, чтобы те выпускали товар под ее торговой маркой, и сбивают цену на него. Такие свои марки есть у всех торговых сетей. У “Сільпо” это “Премія”, у “Варуса” марка “Вигода”. … Этот товар уже делается на условиях давальческого сырья, их товарная марка, и они – собственники этого товара. Больше добавленной стоимости переносится именно сетям.