Одна из создателей днепровского сообщества в Facebook “Освіта Дніпра” Елена Зеева рассказала о том, для чего была создана эта группа и каким образом у ее участников получается оказывать давление на чиновников. Напомним, что сегодня это одно из наиболее посещаемых и цитируемых общегородских сообществ, где уже состоит 18,5 тысяч человек, для которых проблемы с образованием, школами и детскими садами являются очень близкими. Кстати, состоят в нем не только родители, но и большое количество педагогов, а также представителей местной власти.
– Елена, расскажите о том, как создавалась “Освіта Дніпра” и какие цели изначально ставились перед группой?
– 4 года назад представители отдела образования хотели создать общегородской родительский комитет. Его целью было получение обратной связи от родителей школьников. На собрании, которое проводилось по этому поводу мы познакомились с единомышленниками, с которыми и решили создать группу по аналогу того, что уже существовала на городском форуме у Влада Малько. Часть начального состава по тем или иным причинам со временем отошла от управления сообществом и на сегодня остались только мы с Владом. Для меня сейчас это не просто проект, а часть жизни. Мне действительно хочется помочь детям, которых обижают, их родителям в вопросах поборов и так далее. Проще говоря – хочется добиваться справедливости.
– Что является сейчас самой большой проблемой у родителей?
– То, что они недостаточно хорошо знают законодательство. Конечно, сейчас, и не в последнюю очередь, благодаря нам, они получают очень много информации по этому поводу. По крайней мере, они хотя бы немного понимают, на что имеют право, а на что нет.
– Как учителя относятся к “Освіте”?
– Даже несмотря на то, что многие учителя заявляют, что в группе про них пишут одни только гадости, они понимают, что часто мы становимся на их защиту. Именно мы объясняем родителям, что нельзя открывать дверь в кабинет “с ноги”, что нужно уважать преподавателя и учебный процесс.
– Сколько времени вы тратите в день на управление такой большой группой?
– Около 2 часов. Понимаете, 80% всех сообщений у нас пишут сами участники. Нам остается только опубликовать их, помочь советом, рассказать куда обратиться со своими вопросами.
– Сейчас, после 4 лет общения, вы можете назвать главную проблему современного образования?
– Учителя часто говорят: “Мы не обязаны воспитывать ваших детей”. Но, если мы откроем должностную инструкцию преподавателя, о увидим, что там сказано: “займається учбово-виховною роботою”. И второе слово в этом термине не менее важно, нежели первое. Если у ребенка есть проблемы – неважно, в семье или конфликт с одноклассниками, учитель не сможет вложить в его голову знания, например, по математике. Именно преподаватель должен уметь выслушать ученика, помочь ему справиться с трудностями. Второй по значимости проблемой является профессиональное выгорание. Но здесь виновата администрация и учителя. Во многих школах они просто не пускают на работу молодых специалистов для того, чтобы получить больше часов, а соответственно и зарплату. Из этого вытекает то, что человек, работающий сверх нормы попросту не отдыхает. Даже летом некоторые учителя, не буду уточнять откуда, умудряются подрабатывать кассирами в парке Шевченко. Конечно, от такого графика человек выматывается и у него не остается ни сил ни желания полноценно работать с детьми.
– Давайте отойдем от темы негатива. Есть ли у вас в запасе история, когда “Освіта” реально помогла человеку разобраться с проблемой?
– К сожалению, когда помощь действительно была полезной, мы узнаем редко. Люди просто забывают рассказать об этом другим, и это немного обидно. Например, на прошлой неделе мне писала одна бабушка, которая спрашивала, почему она должна доплачивать за питание ребенка, если еда невкусная и так далее. Я посоветовала ей пойти в школу, съесть предлагаемый детям обед – возможно, даже несколько дней подряд. А потом, если окажетесь недовольны вкусовыми качествами или размерами порции, позовите завпроизводством и задайте ей все те же вопросы, что сейчас. Спокойно, без скандалов и криков. Через два дня я получила от нее еще одно сообщение. Она радостно рассказала, что все в порядке, ребенок сильно приукрасил свои рассказы, а она его неправильно поняла. Простой совет, а одной проблемой стало меньше.
– А если бы оказалось, что порции действительно маленькие, а еда невкусная?
– Тогда бы мы написали об этом пост с фотографиями и сообщили о проблеме всем, кто нас читает.
– И что? Неужели чиновники так боятся огласки, что тут же начинают решать проблемы?
– Как ни странно, но да. И не только чиновники. Тот же “Продрезерв” реагирует на каждый пост в нашей группе. Как и департамент образования. Более того, последние даже увидев у нас тот или иной пост могут оперативно написать ответ на своей странице.
– Вы упомянули термин буллинг. Сейчас теме травли посвящено много публикаций и обсуждений. По вашему опыту – когда об этом стали массово говорить – жалоб стало меньше?
– Наоборот, больше. Родители начали понимать, что это не просто “всегда так было”, а над его ребенком издеваются. К сожалению, сейчас по этой теме проходит масса тренингов и лекций для учителей, но практически ничего для родителей. Ну и плюс мы рассказываем, что объектом травли может быть не только ребенок, которого буллят сверстники, но и сами родители в связке, например, воспитатель-мама. Мне писала одна мама, чей ребенок учится в достаточно престижном садике. Воспитательница без обиняков сообщила ей в телефонном разговоре, который мама записала,что последняя “положила ей мало денег в конверт”. Открытое вымогательство. И сказывается все это на отношении к ребенку. Воспитательница просто начинает его не замечать. Она не поможет ему одеться, лишний раз не похвалит, не подаст игрушку… Буллинг? Конечно.