На сайте Днепровского городского совета появился проект решения «Про Стратегию и программу активизации туристического потенциала г. Днепр на 2018 – 2020 годы». Автор программы Владимир Панченко, депутат горсовета и директор КП “Агентство развития Днепра”, утверждает: за счет внедрения этой стратегии Днепр сможет ежегодно зарабатывать на туризме до 3 млрд. грн. Плюс около 150 млн. грн. может поступить в бюджет города в виде налогов. Разберемся, за счет чего это может произойти.
Неприятная статистика
Начинается документ с тяжелой оценки проблем Днепра, которые не позволяют ему стать туристическим городом. Тут приводятся интересные факты и выводы. К примеру, массовые мероприятия, что проводятся в городе, ориентированы на самих днепрян и не содействуют привлечению туристов. Но главная проблема – туристическая инфраструктура. Во-первых, отельный бизнес. Его эффективная работа – один из индикаторов позитивных изменений в экономике. У Днепра здесь явный провал. Сейчас в городе 67 отелей, в которых могут разместиться всего 3467 человек, и это никак не удовлетворяет спрос. Тем более не позволяет принимать туристов. Только три отеля – «Заря», Свердловск» и «Днепропетровск» имеют более 100 номеров, а единственный пятизвездочный отель – «Украина». Наконец, за 20 лет в город не зашла ни одна мировая сеть гостиниц. В городе также отсутствует система городской навигации: нет ни стендов с картами, ни системы указателей к туристическим объектам, ни маркировки туристических маршрутов.
Транспорт тоже оставляет желать лучшего. Количество железнодорожных рейсов в Днепр недостаточное, постоянно не хватает мест, а увеличение пассажиропотока может всерьез потребовать расширения Южного вокзала. Еще хуже ситуация с аэропортом – воздушное сообщение есть всего с 6 странами, а политика «закрытого неба» ограничивает пассажиропоток.Речной транспорт отсутствует в принципе, речпорт не работает по назначению и требует реконструкции. Все имеющиеся причалы находятся во владении частных предпринимателей, а фарватер вдоль набережной закрыт для проведения соревнований. То же самое и с городским транспортом – парк электротранспорта, как и автобусный парк изношен на 80%, а город перегружен маршрутками. Самый большой в Украине и третий в мире по размеру автовокзал требует реконструкции. В транспорте нет объявлений на иностранном языке, а к большинству туристических мест трудно добраться.
Все это привело к тому, что за 2016 год в Днепре количество туристов,приехавших на экскурсии на более чем сутки, составило всего 5609 человек (данные Главного управления статистики Днепропетровской области). Иностранных туристов турпредприятия города и вовсе не обслуживали. Останавливались в отелях всего 168 600 человек. Если бы эти туристы провели в Днепре хотя бы одни сутки, то поступления в казну города и заработок предпринимателей возросли бы в разы. Но с годами время пребывания туристов уменьшается– если в 2014 году они приезжали на 3,6 суток, то в 2016-м – на 2,8 суток. Структура турпотока в Днепр такова: 59% отзывов о Днепре в интернете написаны жителями столицы, 6% – из Харьковской области, 5% – из Запорожской области, 4% – из Одесской области, 3% – из Крыма, 2% – из Кривого Рога и Херсона. 37% тех, кто бронировал отель в Днепре через сервис Booking.com, это «бизнес-туристы».
Им тоже приходится несладко. По данным агентства «Еврорейтинг», Днепр занимает 14 место из 22 областных центров по инвестиционной эффективности, 14 место по качеству дорожной инфраструктуры и 21 место по балансу услуг в экономических результатах. За последние 3 года значительно вырос уровень преступности, что тоже не привлекает туристов. Также в 2016 году социологическая группа «Рейтинг» составила “Индекс удовлетворенности качеством 22 сфер и услуг жизни города”. Там Днепр имел показатель 2,9 из 5 возможных.
Наконец, авторы забыли, что большая часть исторических зданий и памяток Днепра требуют капитального ремонта. Так же, как и парки, которые давно сейчас выглядят заброшенными и нуждаются в реконструкции. А река Днепр, на которую авторы стратегии возлагают особые надежды, очень загрязнена.
Как спасать положение?
Сложившуюся ситуацию авторы стратегии предлагают спасать «построением имиджа города как туристической дестинации» (центр (территория) с удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов – прим. ред.). Предлагается нескольких туристических концептов.
Первый – «Городской туризм». Здесь будут следующие направления: «Round–bus»– автобусная экскурсия по городу с осмотром центра, набережной, основных архитектурных памяток, «Днепр-форпост» – посещение музея АТО, больницы им. Мечникова, участие в фестивалях патриотической тематики, прогулка по Аллее памяти погибших в зоне АТО и Революции достоинства, «Днепр еврейский» – посещение с экскурсией Меноры, экскурсии по местам днепровского еврейства, дегустация блюд и напитков еврейской кухни. По аналогу с этой предлагаются и экскурсии «Днепр немецкий» и «Днепр межнациональный». Также в программе выделяются направления «Днепр ночной» (для молодежи) и «Днепр гастрономический».
Второй концепт – «Днепр на Днепре». Его направления: «Днепр город трех крепостей» – водная тематическая экскурсия, посещение села Любимовка, участие в казацких и этнофестивалях, дегустация блюд и напитков украинской кухни. Это направление требует оборудования нескольких причалов, восстановления исторических памяток и наличия водного транспорта.«Днепр спортивный» – развитие водных видов спорта, занятие яхтингом и каякингом, проведение регат. «Днепр рекреационный» – отдых на пляжах города, круизы по Днепру.
Третий концепт – «Днепр инновационно-космический». Здесь будут предлагать посетить ракетостроительный комплекс «Южмаш» и КБ «Южное», другие инновационные предприятия города, «Национальный центр аэрокосмического образования молодежи», планетарий, тематические конференции, «Парк ракет». Запланирована международная космическая вечеринка «Yuriy`sNight», тематические «космические развлечения».
Четвертый и пятый концепты – «Днепр индустриальный» и «Днепр MICE». В «Днепре индустриальном» предлагаются экскурсии на предприятия города, а в «Днепр MICE» (деловой туризм) проведение бизнес-конференций, деловых встреч, выставок и ярмарок.
За счет этих концептов авторы стратегии хотят сделать Днепр прямым туристическим конкурентом Киева, Львова, Одессы, Ужгорода, Каменец-Подольского. А по космической и деловой сфере – Житомира и Харькова.
Кроме вышеупомянутых экскурсий, авторы предлагают решить ряд стратегических целей. Первое – создать дополнительный туристический продукт. Здесь предлагается провести реставрацию объектов на протяжении туристических маршрутов (зданий, исторических объектов, гребного канала и речного вокзала), создать «Парк тоталитарного периода», развивать торговлю тематическими сувенирами, и стимулировать открытие тематических кафе. Впрочем, механизм так и не описали. Также предлагается проводить JazzFest, «День характерника», Праздник Акации, Праздник Пурим, Фестиваль немецкой культуры. По теме технологий и инноваций предлагается дополнительно создавать виртуальные 3D-туры, создать симулятор космического полета, аттракцион-макета лунного модуля и лунохода, проводить косплей-фестивали по звездной тематике, Comic-Con, Техфест, Робот-фест, IT-фест. В теме индустриального туризма предлагается проведение ежегодного ивента «Индастриалнайт», а для развития бизнес-туризма хотят построить выставочный центр.
Вторая задача – развитие туристического пространства. Планируют реконструировать пр. Дмитрия Яворницкого, обустроить смотровую площадку возле памятника Славы, открыть туристический информационный центр на площади Героев Майдана и туристические терминалы по городу. А парк им. Шевченко и парк Глобы хотят реконструировать с обустройством общественных туалетов, фудкортов, велоинфраструктурой, очисткой пляжа и постройкой карт-парка.
Третья задача – рекламная кампания. Кроме полиграфической продукции, предлагается записать промо-ролик, создать брендовую продукцию города, организовывать рекламно-информационные туры, создать туристический веб-портал и продвигать его в соцсетях.
Четвертая – работать с населением, предпринимателями. Для них планируют организовать онлайн-курсы, готовить гидов. С полицией также проведут разъяснительную работу и начнут обучать английскому языку. Наконец, горсовету предстоит разработать и поменять десятки нормативных актов.
Всего же на реализацию программы за 3 года предлагается потратить 73 млн. 703 тыс. грн. Из них 44 млн. 312 тыс. грн. – средства городского бюджета, остальное – привлеченные инвестиции. Например, 21 млн. 835 тыс. хотят привлечь на создание системы аренды велосипедов по типу Nextbike. Также в сумму программы не входят затраты на реконструкцию и реставрацию зданий, обустройство территорий набережной и парков, очистку рек Днепр и Самара. А вот эти затраты могут потянуть на сотни миллионов.
Ожидается, что за счет всех этих мер к 2020 году туристический поток вырастет до 655 тыс. человек в год. Причем, 40% туристического потока составят взрослые, не организованные в специальные туры, которые потратят, находясь в городе, 3-5 тыс. грн. А еще 10% туристов приедет из других стран и их «общий чек» составит 10-15 тыс. грн. Если говорить о туристическом бизнесе, то согласно ожиданиям, приведенным в стратегии, ежегодно туризм будет приносить городу 3,1 млрд. грн. и 151,5 млн. грн. поступлений в городской бюджет.
Но до этого программу надо принять, а затем выполнять и финансировать. И с этим, как показывает практика, у чиновников Днепра есть проблемы.