Днепровский активист рассказал, почему маршрутки не исчезнут в ближайшее время: видео
Недавняя угроза повышения тарифов вновь обратила внимание жителей Днепра на вечно больную тему общественного транспорта. Напомним, что 22 декабря на сайте городского совета появился проект решения об увеличении тарифа на проезд в маршрутках Днепра. Однако, как позже объяснил начальник департамента транспорта и транспортной инфраструктуры горсовета Игорь Маковцев, решение появилось из-за скачка цен на дизтопливо. Сейчас стоимость упала на 10% и, как минимум, до февраля тариф повышать не планируют.
Тем не менее, эта ситуация вновь напомнила днепрянам, что постоянный рост стоимости проезда на маршрутке сопровождается неизменно плохим качеством перевозок. При этом городская власть постоянно проводит инспекции, предупреждает перевозчиков. С некоторыми даже расторгают договоры. Более того, Игорь Маковцев пообещал, что никакого повышения тарифов не будет, пока перевозчики не заставят водителей забирать и высаживать пассажиров на остановках, а не где попало. Также городской совет потребовал от фирм-перевозчиков четкий график замены подвижного состава, который, несмотря на некоторые улучшения, все же остается некомфортным, а в некоторых случаях и опасным для пассажиров.
Также читайте: Днепряне в соцсетях массово жалуются на городские маршрутки
Однако, как рассказал эксперт в сфере транспорта и активист «ГромКонтроля» Иван Васючков в интервью Владу Войцеховскому, корни проблемы гораздо глубже. Как объяснил активист, чтобы перевозчики начали заменять подвижной состав, городской власти нужно подавать им четкие сигналы. Конкретно, по мнению Ивана Васючкова, это должно выражаться в изменении маршрутов. К слову, заявил активист, это и предусматривала концепция скандального Меморандума, за который столько критиковали городскую власть.
Сокращение 33 маршрутов позволило бы городской власти требовать от перевозчиков покрывать направления автобусами большой вместимости. Но, к сожалению, общественность в Днепре пока не готова к серьезным реформам, идея заглохла, – заявил транспортный эксперт.
Более того, проблема еще в том, что все городские перевозчики фактически работают «в тени» – то есть никто реально не видит и не понимает, сколько они зарабатывают. Происходит это из-за того, что водители сами собирают плату за проезд и из этих же денег им платят заработную плату. Билеты же традиционно никто не выдает и как результат – сколько налогов должны платить фирмы, непонятно. Такая ситуация создает поле для коррупции и давления со стороны не самых честных представителей налоговой, прокуратуры и судов. В результате, инвесторы, которые могли бы составлять конкуренцию местным перевозчикам в качестве предоставления услуг, попросту боятся заходить на рынок.
У нас на авторынке работают законы теневой экономики. В любой момент к тебе могут придти налоговая и прокуратура и найти какое-нибудь нарушение в документах. Это такая рулетка для бизнеса, чего он очень не любит. Тем более, для того, чтобы создать автотранспортное предприятие нужно около 20 миллионов долларов, – объясняет Иван.
Выход из этой ситуации весьма прост.
Во многих странах Восточной Европы водителю платят не процент от собранных денег, а за количество километров, которые он проехал. При этом, если он нарушает график, его штрафуют. Это позволяет избежать гонки между водителями, заставляет их соблюдать график. Да и водитель не должен собирать и считать деньги. Его задача – вести автобус, – рассказал Васючков.
Впрочем, самая сложная задача – обеспечить прозрачную оплату проезда, считает эксперт. Директор департамента транспорта и транспортной политики горсовета Игорь Маковцев в интервью 49000.com.ua заявлял, что электронный билет вскоре будут вводить и в электротранспорте, и в маршрутках. Городской совет даже принимал соответствующие бюджетные программы, но вот Васючков считает это не так просто – в Украине нет адекватной законодательной базы для такого нововведения.
Если начать это внедрять сейчас, когда сформируют нормативную базу, придется элементарно менять пластиковые карты, а на них уже потратили бюджетные деньги, – заявил Иван Васючков.
Вместе с тем, активист согласен, что система оплаты в общественном транспорте Днепра абсолютно устарела и неэффективна. Электротранспорт, рассказывает активист, и вовсе работает по системе 80-х годов прошлого века с элементами плановой экономики. Но при этом, признает Васючков, за кондукторами начали следить строже, что сделало работу эффективнее.
А вот на маршрутках, как было уже сказано выше, совершенно невозможно посчитать доходы перевозчиков. Правда, маршрутные такси появились, как явление временное. Однако их «временность» затянулась с конца 90-х годов до сегодняшнего дня. Иван Васючков говорит, что избавимся мы от маршруток очень нескоро – у перевозчиков очень сильное и агрессивное лобби в правительстве и при нынешней власти какой-то «транспортной революции» ожидать не стоит. Впрочем, эксперт надеется на предвыборный период или время после выборов. Именно в этот момент открывается «окно возможностей» для продвижения реформ. Таким образом власть пытается привлечь дополнительные симпатии избирателей.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: