Space в тренде: студенты Днепра запустили ракету по стандартам NASA
16 апреля в рамках проекта «Студенческая ракета» специалисты днепровской Space Engineering School при поддержке ассоциации Noosphere, участии студентов ДНУ и экспертов ЮМЗ разработали и первыми в Украине успешно запустили ракету-носитель сверхлегкого класса и тестовый спутник-прототип CanSat. Об этом передовом опыте днепровских ракетостроителей, достижениях в студенческом ракетостроении в рамках стандартов NASA в канун Дня науки мы побеседовали с куратором школы, сотрудником Национального центра аэрокосмического образования молодежи им. А. М. Макарова, преподавателем физико-технического факультета ДНУ Алексеем Куликом.
– Алексей Владимирович, прежде всего поговорим о проекте «Студенческая ракета». В чем его цель?
– Во всем мире знают, что практическое прохождение процесса и приобретение навыков является лучшей обучающей стратегией. Noosphere здесь не придумала ничего нового, она лишь способствует воссозданию связей между вузами и высокотехнологическими предприятиями.
Так, полтора года назад из 5 проектов выбрали один. Его задачей, исходя из требований существующего сегодня мирового рынка и потенциала украинских студентов, стал запуск проекта, которому в Украине еще не было аналогов. На сегодняшний день мы в числе лидеров, поскольку Львов и Киев тоже занимались похожими проектами. Претендовать на исключительность разработки мы не будем, но запустили ракету первыми все-таки студенты Днепра.
– Верно ли утверждение, что Днепр пилотировал запуск ракеты по стандартам NASA?
– В целом, да. Мы опередили львовских и киевских коллег в вопросе запуска ракеты на испытательном полигоне.
– В каких странах уже запускали ракеты с подобной полезной нагрузкой и на такую же высоту?
– В Америке, Японии, России.
– Какие задачи может решить такая ракета, помимо того, чтобы служить источником технического опыта для студентов?
– Сбор конструктивно-технологических решений, метеорологических наблюдений. Использование ракеты в военно-оборонительных целях мы не рассматривали, хотя теоретически возможно и это.
– Что значит тот факт, что такая ракета не управляема? Студенты контролировали ее приземление?
– Разумеется, ракета приземлилась за счет аэродинамической стабилизации, и ее параметры были просчитаны заранее.
– Сколько студентов принимало участие в проекте запуска студенческой ракеты и на каком курсе учатся эти студенты? Была ли у них спецподготовка до старта проекта?
– В команде 15 студентов второго и третьего курсов. На момент зарождения проекта в конце ноября – начале декабря прошлого года никто из студентов не имел представления ни об эксплуатации, ни о запуске суборбитальных ракет с высотой полета до 5 километров. Багаж знаний о методологиях расчета появился у них в ходе работы.
– С чего стартовал проект?
– С организации технологического класса с 3D принтерами, закупки материалов и комплектующих. С начала января процесс обучения стартовал. Он проходил как на базе инжиниринговой школы от Noosphere, так и в Днепровском аэрокосмическом центре.
Расчет, конструирование, соблюдение техники безопасности, испытания, работа с контрольно-измерительными пунктами, запуск тестовых ракет и эксплуатация ракет стандарта CanSat на полигоне сплоченной командой днепровских студентов стали возможны благодаря работе Space Engineering School.
– Какова его запланированная пролонгация?
– Проект студенческой ракеты «Калибр 75» рассчитан на три года. В течение этого времени перед нами стоит задача сформировать сплоченную постоянную студенческую группу разработчиков, разработать конструкцию двигателя и корпуса ракеты, осуществлять запуск ракеты на специализированных полигонах.
Перед нами стоит задача не просто запускать ракеты на высоту до 500 метров «на коленках», так сказать. Мы нацелены работать в принятом NASA формате CanSat, при котором запускаются ракеты с полезной нагрузкой, не превышающей вес баночки с содовой и сбрасываемой на высоте 2,4 километра. Ракета взлетела на высоту 2,5 километра при весе полезной нагрузки спутника 330 грамм, находящегося в нижнем отсеке ракеты, длиной 1,3 метра под парашютом.
Считается, что студенты, справившиеся с подобной техзадачей, смогут профессионально разрешать и более сложные технологические задачи и соответствовать мировым требованиям этой сферы. В будущем мы планируем создавать новую бортовую систему для запуска ракеты проекта «Калибр 85» самостоятельно. Так что задачи, стоящие перед днепровскими студентами, несомненно, будут усложняться.
– Расскажите о проекте школы, на базе которой был реализован проект «Студенческая ракета».
– Начну с того, что на сегодняшний день мы имеем некоторый разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками студентов украинских вузов. В 2015 году сооснователи ассоциации Noosphere Макс Поляков и Михаил Рябоконь создали инжиниринговую школу как площадку, где студенты могут приобрести практические навыки в своих специальностях. С 2015 года концепт школы претерпел изменения, она становилась все более инженерно ориентированной.
По сути, сегодня школа реализовывает три направления: повышение квалификации студентов как будущих экспертов и профессионалов в отрасли инженерии, работа над инновационными проектами, такими, как разработка игровых сред, а также создание электронных устройств и, наконец, развитие авторских идей студентов в школе, над первостепенной оценкой которых работает специальная экспертная группа.
Нужно понимать, что школа не заменяет университетского образования, но дополняет и существенно усиливает его. Noosphere Engineering School закрывает вопросы, которые не вошли в программу и сложней программных.
– Как школа функционирует? Платная ли она?
– На сегодня лаборатории школы открыты в 5 вузах Украины – в Днепровском национальном университете имени Олеся Гончара, Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, Национальном техническом университете Украины “Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского”, Черкасском государственном технологическом университете и в Национальном университете водного хозяйства и природопользования в Ровно.
В каждой лаборатории своя специфика работы, но объединяет нас одно правило – все, у кого есть желание создавать инженерные проекты, могут прийти в школу, работать на нашем оборудовании и консультироваться с менторами совершенно бесплатно.
В нашей лаборатории космических исследований студенты занимаются в школе ежедневно, как правило, во второй половине дня, с 14:00 до 19:00, поскольку в первой – у них лекции. В отдельные дни собираются группы по проектам, в другие – работают эксперты по оценке проектов.
– Студенты каких вузов могут заниматься в школе? Преподают ли здесь специалисты предприятий?
– В днепровской школе в основном занимаются студенты ДНУ, и это логично, ведь именно на базе этого вуза школа и функционирует. Однако посещать ее могут все желающие студенты других высших учебных заведений. В космической лаборатории со студентами работают специалисты ДНУ, предприятий SSE и FireFly. Испытательный полигон, используемый для запусков, принадлежит Южному машиностроительному заводу имени Макарова.
– На каких мощностях работает школа?
– Noosphere приобрела 16 сверхмощных компьютеров для школы. Они имеют специализированную аппаратную часть и лицензионное программное обеспечение SolidWorks, ANSYS. С их помощью можно создавать 3D модели будущих ракет, оценивать их весовые характеристики и прогнозировать особенности полета.
– Могут ли студенты, окончив инжиниринговую школу в Днепре, в будущем работать как космические инженеры на мировом уровне?
– Несомненно, ответ положительный. Не зря ракета, которую уже запустили студенты, полностью соответствует стандартам NASA.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: