Как спасти Азовское море от медуз: мнение экспертов
Нашествие медуз в Азовском море стало настоящим бичом для курортов в последние несколько сезонов. Это спровоцировало серьезный отток отдыхающий. Причина засилия медуз – значительное повышение солености Азова. Исходя из этого, профильная областная комиссия предложила сливать пресную воду в Молочный лиман через сеть оросительных каналов. Но эксперты сомневаются в эффективности такого пути решения “медузной” проблемы. Об этом сообщает издание Pro.Бердянск со ссылкой на “Старый Азов”.
Слив пресной воды из Каховского водохранилища это в буквальном смысле капля в море. В данном случае – Азовском. Так считает Владимир Воровка, заведующий кафедрой экологии, общей биологии и рационального природопользования МГПУ, доктор географических наук. По его словам, воду и так сливают в реку Молочную, а следовательно и в одноименный лиман. Этого не хватает для опреснения не то, что Азовского моря, но и самого Молочного лимана. По мнению эксперта, больший эффект для защиты от медуз дает ограждение пляжей сетками, которое уже активно практикуется.
Теоретически можно использовать воду из Северокрымского канала и одновременно Каховского водохранилища. Но и тут есть свои подводные камни. Для опреснения Азовского моря необходимо будет соорудить новый канал, на что необходимы огромные деньги. И делать это необходимо не через Молочный лиман, у которого низкая пропускная способность, а, например Утлюкский, что в окрестностях Геническа. В противном случае, на опреснение Азовского моря могут понадобиться годы. Так, например, было с распреснением озера Сиваш. Чтобы достичь результата, воду с Северокрымского канала сливали с 1976 года, а удалось это сделать лишь в начале 1990-х.
Северокрымский канал давал воду Сивашу, а объемы Сиваша и моря несопоставимы. Да, сток из канала был значительным, потому что в Сиваш попадала вода и с орошаемых полей, и с рисовых чеков. То есть, почти вся транспортируемая по каналу вода. Тогда Сиваш сильно распреснился, и даже Утлюкский лиман стал немного преснее моря. Но транспортировать воду, просто чтобы сливать ее для опреснения моря – это государственная политика, область на нее повлиять не может. Если кто-то сможет профинансировать такой проект, то почему бы и нет? Но для этого нужно вырыть канал от Перекопа до Азовского моря. Кто это будет делать?, – комментирует Владимир Воровка.
К тому же, необходимо помнить, что Северокрымский канал ныне не функционирует, так как прекращено водоснабжение оккупированного Крыма. И о возобновлении этих поставок в ближайшее время речи не идет по очевидным причинам.
В случае строительства нового канала от Каховского водохранилища до Азовского моря и его заливов потенциально эффективным маршрутом доставки воды может стать также направление Васильевка-Приморский Посад. В этом случае, во-первых, длина канала окажется близкой к минимуму, а эффективному и более быстрому распреснению подвергнется более широкая площадь украинских курортов, включая, в первую очередь Приморск, Бердянск и Бердянскую косу. Но, конечно же, это огромные инвестиции, которые недоступны даже на областном уровне, не говоря уже о местных громадах, – дополнил коллегу главред медиа-проекта «Бердянск» Евгений Смельчаков.
Стоит отметить, что медузы досаждают не только отдыхающим на курортах Азовского моря. Эта проблема достигла в августе прошлого года и черноморское побережье. Существ фиксировали даже в Одессе. Более того, даже в Средиземном море купающиеся отмечали непонятное и неприятное жжение. Хотя медуз там не видели и, скорее всего, причина выделяемых токсичных веществах, которые попали в те воды.
Таким образом, проблема касается не только азовских курортов, или Украины. Она носит глобальный характер. Из чего следует, что решать ее придется многим странам, что позволит нам посмотреть, чей опыт будет наиболее действенным.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: