Духовный центр «Возрождение», или церковь, что одно и то же, знакома многим днепрянам по трансляциям одноименного телеканала. Примерно раз в квартал в городе появляется расклеенная полиграфия, анонсирующая служения Апостола Мунтяна в созданном им центре. Уточним, что сам Владимир Мунтян, в прошлом осужденный за мошенничество, родом из Днепра. Говорят об этом религиозном течении многое и разное, а русскоязычная Википедия вообще прямо называет этот центр оккультной сектой. Что же там происходит на самом деле? Мы попробовали разобраться.
О чем это учение?
Учение церкви, по словам ее адептов, основывается на канонической Библии и позиционируется как протестантское. Так, у центра есть свой апостол, открывший не одну церковь. Последние, кстати, наличествуют не только в Украине – в Киеве, Днепре, Одессе, Херсоне и Ивано-Франковске, но и в других странах, таких, как Россия, Казахстан, Литва, Латвия, Германия. Каждая церковь имеет пастора. Пастор всецело посвящает себя служениям (больше нигде не работает, то есть церковь является его единственным источником дохода). Среди пасторов много женщин. Чтобы стать пастором, нужно осознать призвание.
Смысл учения состоит в том, чтобы привести людей к Господу. Пастор, как и “апостол”, не требует благодарностей, поскольку не они, а сам Господь исцеляет людей через молитву. Но и пастор, и “апостол” ласково просят адептов «не бросать» церковь и «свидетельствовать» о ней «другим людям». Зачем?
Философия церкви предлагает верующим следующую логику вещей: Господь – Личность, которой обидно, что просящие, как только получают что хотят, покидают храм. Чтобы не обидеть Господа, важно продолжать славить его, пребывая в рядах церкви, в которых излечение одного происходит посредством коллективной молитвы всех истинно верующих. Еще один вопрос возникает тут же: почему коллективная молитва, по словам местных верующих, много сильнее личной веры в Господа, без посредников, так сказать?
Нам удалось пообщаться с одним из последователей церкви, который любезно ответил на вопросы о центре. Назовем нашего источника Андреем. Мы вышли на него в социальной сети Facebook. Встретились: обычный парень, ничем не примечательный с виду. Общается открыто и спокойно. Рассказал о том, что церковь излечивает людей от тяжелых недугов, ничего не требуя взамен. Выглядит так, как будто искренне верит в то, что говорит. А говорит о примерах чудного исцеления, основанного на умении пастора донести до верующих тот факт, что молитва, обращенная к Господу, работает.
На утверждение о том, что такой же посыл адресован адептам православных христианских церквей от их батюшек и в этом центр не уникален, парирует, мол, в православной церкви «это не работает», как не работает «свечка и причащение». Проще говоря, в чем особенность и сила «Возрождения» – остается загадкой. Пасторы проницательней, община сильнее. Довольно абстрактная шкала оценок, кажущаяся нам слабой с точки зрения убедительности доводов. Пытливый ум журналиста продолжает искать ответ на вопрос: так почему же на самом деле такое количество людей не только в Украине, но и за рубежом, приковано к этому дому молитвы?
На вопрос о принудительных взносах Андрей отрицательно мотает головой. Нет никаких принудительных взносов, есть пожертвования по желанию. После службы бросаешь купюру в импровизированную корзинку, предназначенную для этого. А если все остальные жертвуют, спрашиваем: нет ли в этом давления на новичков? Собеседник говорит, что нет. Но кажется, произносит это как-то неуверенно, слишком мягко звучит это повторное отрицание. Сектой центр, по его мнению, тоже назвать нельзя – ведь в секту, убежден парень, просто так не попадешь. А вот приводить новых людей – это поощряется. Этого Андрей не только не отрицает, но и делает на этом акцент.
Что происходит на службе?
Приглашением посетить воскресную службу мы воспользовались и побывали в помещении духовного центра по улице Рабочей, 23в, площадью более 100 квадратных метров. На крыльце охранник помещения и несколько мужчин: курят. В большом холле – постер, гласящий «Церковь – наш дом, вместе и навсегда» с фотографиями Владимира Мунтяна. Проходим дальше: еще один предбанник, ведущий в зал богослужений направо и в уборную налево.
Около уборной толпятся девчонки лет 13–15. На вопрос, впервые ли они здесь и куда нам идти дальше, хором отвечают, что не впервые и что им здесь нравится. И только одна девочка неловко признается: пришла за компанию, но вряд ли останется. Ее спутницы восторженно кивают и решают за подругу: мол, останется-останется, еще как останется.
В большом зале очень шумно и много света. Здесь собралось около тысячи человек. Нам удается выяснить у тех, кто регулярно посещает воскресные службы. Пока мы движемся внутрь помещения, к нам подходят по меньшей мере три прихожанина с предложением уступить лучшие места. Мягко отказываемся, отмечая: подобная настойчивость понравится разве что лишенным какого-либо внимания людям, соскучившимся по элементарному человеческому общению. А таких среди присутствующих, похоже, хватает, поскольку подавляющее их большинство пенсионеры, люди с ограниченными возможностями или страдающие от различных зависимостей.
На сцене уже поет группа парней и девушек, облаченных в современные рок-костюмы с цепями и атласными вставками. Они воспевают Бога и убеждают присутствующих в исключительности и избранности буквально: «Я дитя царя…» – поют красивые девушки ангельскими голосами. Им вторят голоса зала. Эта часть службы называется прославлением и, очевидно, рассчитана на заполнение эмоционального вакуума у собравшихся, то есть у людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Полукругом перед сценой расставлены офисные кресла. Почти все они заполнены людьми, которые танцуют около них и активно подпевают вокалистам. На первый взгляд, действо в целом очень смахивает на американский формат протестантских богослужений.
Над залом “летает” дорогостоящий съемочный кран, по периметру зала работают еще 5–6 видеооператоров с громоздкими профессиональными камерами. Здесь проводят онлайн-трансляцию для одноименного телеканала церкви «Возрождение». К нам подбегает милая девушка и предлагает на камеру высказаться об ожиданиях от службы. Ожидания у нас не самые лучшие, потому приходится корректно отклонить предложение.
В зале царит атмосфера бездумной вовлеченности в происходящее. По периметру выставлена внутренняя охрана, внешне напоминающая правительственных секьюрити. Чувствуется опытный глаз в прошлом, вероятно, сотрудников спецслужб, сканирующий аудиторию и ее идеологические настроения с остервенелым рвением и свойственной профессионалам выправкой.
Начинается вторая часть службы – проповедь. Пастор Людмила, харизматичный лидер, активно использует в речи повторы, НЛП-приемы убеждения и политологические термины по типу «ретрансляция апостолом стратегии Бога» и «партнерство с Богом». Пастор много говорит о том, что миллионы-миллионы людей по всему миру смотрят онлайн-трансляцию служения (хотя YouTube показал, что одна такая трансляция из Днепра или Киева набирает в среднем от 1,5 до 15 тысяч просмотров).
Также пастор убеждает присутствующих в необходимости составлять списки людей, которым нужна помощь церкви и которых нужно к ней привлечь. Напоминает и о том, что все мы живем в «последние времена» и важно успеть покаяться и остаться с церковью, чтобы в ее лоне встретить конец времен во спасение собственной души. Неоднократно настаивает на важности следования всем в точности откровениям апостола в качестве руководства к действиям. Затем переходит к третьей части служения – молитве, которую буквально выкрикивает. Зрелище не для слабонервных. Или наоборот?
Во время службы не покидает неприятное ощущение, что находишься в эпицентре одурманенной религиозными манипуляциями личной армии Мунтяна, готовой по случаю исполнить любой его «каприз». Настойчиво закрадывается вопрос: зачем «апостол» сколачивает и много (более 20-ти) лет питает обещаниями скорого рая это личное «войско»? Неужто для поборов? Когда глядишь на собравшуюся публику, напрашивается лишь один вывод: брать здесь особо нечего. На добровольные пожертвования, похоже, в лучшем случае можно разве что покрыть оплату коммунальных услуг центра (а помещение у него свое) и зарплатный фонд.
В этот “клуб по интересам” приходят обездоленные люди, в основном достатка ниже среднего. А потому такая сетка прихожан может быть интересна разве что как электорат. Ведь люди, склонные поддаваться религиозным манипуляциям, вряд ли окажутся устойчивыми к манипуляциям политическим. Постоянные вложения в медиакампании под выборы в итоге обходятся едва ли дешевле разовой покупки 5 профкамер и ангара для размещения церковного клуба. На столах у выхода из зала служения обнаруживаем конверты для десятинного взноса, добровольного или так называемого партнерского пожертвования. Пожертвовавший может взять картонную закладку для книги с его фото и слоганом «Молись за пастора!».
Кому и зачем это нужно?
Вернувшись в редакцию, собираем информацию у источников, близким к медиабизнесу и политтехнологиям с целью проанализировать затраты на организацию съемочного производства и предвыборную кампанию, скажем, в украинский парламент. Вот что получается. Эксперт, работающий с предвыборкой, по совершенно понятным причинам предпочел остаться неназванным и рассказал, что инвестиции серьезной предвыборной кампании в Верховную Раду, проведенной в городском округе, стремятся к сумме от 500 тысяч до полутора миллионов долларов.
Телевизионщики рассказали, что производство подобных программ требует не только покупки съемочной техники (камеры, кран, колонки, экраны) и монтажки (компьютера под монтаж с лицензионной программой), но и инвестиций в получение лицензии на трансляцию, вложений в зарплатный фонд. Есть еще расходы на выезды и содержание помещения телестудии. Пакет из 5 профессиональных камер и крана, а также мощного компьютера для установки монтажной программы может обойтись от 200 тысяч долларов. Содержание зарплатного и расходного фонда вполне может окупаться за счет добровольных взносов. А вот разовая покупка лицензии так или иначе не превысит стоимости в миллион долларов. Потому вывод очевиден: влияние на потенциальный электорат через разовый вклад и небольшие ежемесячные дотации в дальнейшем посредством собственного СМИ всяко обойдется дешевле, нежели полномасштабная дорогостоящая избирательная кампания.
Так у нас и рождается версия: церковь Мунтяна, прокачанная профессиональными нейролингвистами и политтехнологами, спичрайтерами и харизматичными спикерами, работает на перспективу политическую. Ведь такой электорат, готовый на все ради своего лидера, обретший обещанный рай на Земле в стенах поющего и скандирующего религиозные мантры храма, уже исчисляется десятками тысяч приверженцев по всей Украине.
Что говорит по этому поводу украинская пресса?
Журналисты ТСН рассказали о том, что, по свидетельствам очевидцев, церковь работает в формате партнерского сотрудничества. Есть даже VIP-партнеры, они осуществляют ежемесячные платежи в размере 500 долларов. За эти средства прихожанам предлагали заключить прямое партнерство с Богом. Во имя освобождения или исцеления через Господа последователи церкви должны были, не задумываясь и пребывая в трансе, свидетельствовать о своей верности Богу финансово, сдавая деньги “апостолу”. Об этом рассказала Ольга Артамонова, три года, начиная с 2014-го, проработавшая там кассиром.
По свидетельствам Ольги, деньги приносили сумками и в долларах даже те, кто отдавал последнее или брал кредиты для этих целей. Она говорит: лишившиеся последних сбережений люди были доведены до отчаяния, осознав, что были обмануты и не контролировали себя. Бывшая кассир также раскрыла черную бухгалтерию церкви того периода. Женщина утверждает, что основные средства, полученные от прихожан, распределялись таким образом:
– 54 тысячи долларов – ежемесячная аренда телеканала;
– 25 тысяч долларов – ежемесячные рекламные бюджеты в СМИ;
– также оплата дорогостоящих гостиниц и люксовых автомобилей.
Почему, несмотря на все подобные свидетельства, проверенные и доказанные журналистами, церковь продолжает беспрепятственно арендовать киевский Дворец спорта, остается загадкой. В пресс-службе Управления Службы безопасности Украины в Днепропетровской области нам предложили обратиться за комментариями в головной офис организации, находящийся в Киеве. Нам удалось, в конечном счете, получить комментарий.
Он гласит о том, что религиозная организация “Всеукраинский духовный центр “Возрождение” официально зарегистрирована в органах власти и осуществляет свою деятельность как юридическое лицо на основании Закона Украины “О свободе совести и религиозных организаций”. Также нам было предложено в случае выявления фактов противоправной деятельности этого центра сообщить в Службу безопасности об этом.
Уточним, что данный Закон предполагает следующие ограничения для религиозных организаций:
– религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и не предоставляют политическим партиям финансовой поддержки, не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, не ведут агитации или финансирования избирательных кампаний кандидатов в эти органы. Священнослужители имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами.
Бэкграунд духовного центра
Что говорит нам Википедия? Духовный центр «Возрождение» – религиозное объединение, организованное Владимиром Мунтяном в 1997 году. Первоначально образованное в Днепре, оно включает в себя ряд филиалов на территории Украины, в России, Белоруссии и других странах СНГ. По некоторым данным, насчитывает 320 филиалов организации. Экспертами Украины организация признана тоталитарной сектой, а Всеукраинский союз церквей ХВЕ считает ее деятельность «близкой к оккультной практике».
Владимир Мунтян, который стоит во главе данной религиозной организации, также руководит Благотворительным фондом «Возрождение». Среди проектов Фонда – обеспечение продуктовыми пайками пенсионеров, ежемесячное снабжение медикаментами для онкобольных детей, закупка и ремонт медицинского оборудования, в том числе для Киевского консультационно-диагностического центра, и много другого. На эту благотворительность идет лишь небольшая часть денег, которые Владимир Мунтян выкачивает из своей паствы, используя различные методы влияния на психику. Секта Мунтяна имеет доход в приблизительно несколько миллионов гривен в месяц, которые не облагаются налогами.
Кто же такой пастор Владимир Мунтян на самом деле?
Как мы упомянули выше, “пастор” Мунтян – фигура религиозная и он должен всецело себя посвящать делам духовного центра. Тем не менее, помещения, дорогостоящая аппаратура, охрана, а уж тем более собственный телеканал – вещи вполне материальные и требующие серьезных средств. Столь серьезные вливания не могут остаться незамеченными, а потому мы решили отследить, кто же финансирует столь масштабную структуру.
Прежде всего, стоит отметить то, что “духовный родитель”, как адепты “Возрождения” называют Владимира Мунтяна, отнюдь не бедствует. В СМИ неоднократно всплывали фото его детей, которые учатся за рубежом, элитные автомобили и жилье “пастора”.
Владимир Мунтян явно не стремится к религиозному аскетизму. Но, если мотивы финансирования самого духовного центра “Возрождение” более-менее ясны, то кто же оплачивает шик самого Мунтяна?
Ответ на этот вопрос привел нас к некой новомосковской фирме со скромным названием ООО “Миллионер”, которая занимается производством макарон. Владеет ею не кто иной, как “пастор” Владимир Мунтян. Директор “Миллионера” – Александр Чорня. Он, в свою очередь, работает в киевской косметической фирме “Империя комфорта”, которая принадлежит Наталье Бессоновой. Как выяснилось, она является одним из “пасторов” духовного центра.
Той же Бессоновой принадлежит ряд фирм. В одной из них, “Империя красоты”, работала Юлия Захарченко. Ныне она владеет своими фирмами по продаже металлической руды и оптовой торговле – ООО “Спецстальинвест” и “Бизон”. Сама же Юлия Захарченко была одним из лидеров движения протестантов-харизматов, которое ранее возглавлял на Днепропетровщине Мунтян. Сейчас же Захарченко также один из пасторов “Возрождения”.
Кроме макарон, Владимир Мунтян увлекается кинопроизводством. Ему принадлежит ООО “Нео Продакшн”, которое специализируется уже на производстве фильмов. Кстати, соучредителями в этой компании указаны Александр Алешечкин и Алексей Кашин. Это довольно известные украинские режиссеры, авторы фильма “Чунгур” и первого отечественного хоррора “Синевир”. Они, правда, в секте предпочитают не светиться. Но сам факт того, что известные режиссеры страны связаны с одиозным “пастором”, настораживает, учитывая идеи, распространяемые Владимиром Мунтяном.
Сын Мунтяна, Даниил, помимо проведения рок-концертов на служениях духовного центра, разделяет увлечение своего отца и руководит ООО “Ривайвел Интертеймент”, которая производит видеопродукцию.
Напрашивается вывод: пасторы “Возрождения” не только руководящая структура духовного центра, но и целый бизнес-пул, который имеет свою долю в самых разнообразных сферах торговли и производства страны. Притом, особый акцент ставят именно на медиарынке, который позволяет выходить на широкую аудиторию. Ради чего отнюдь не бедные люди вкладывают серьезные деньги в деятельность “Возрождения”? Ответ снова ведет нас в политику. Паства “Возрождения” – это огромный электорат, который могут предложить его создатели украинским политикам.
В рамках так называемых служений центра выступали лидеры и публичные представители политической партии “Самопомiч”. Как пишет всеукраинский новостной ресурс Цензор.нет, председатель одноименной фракции Оксана Сыроид выступала перед паствой Мунтяна в мае 2016 года. Там же засветился кандидат в мэры Киева от этой же политсилы Сергей Гусовский. Не гнушается поддержкой одиозного пастора и действующая власть. В YouTube можно найти интересное видео, где паства Мунтяна молится за президента Украины Петра Порошенко и нынешнего городского голову Киева Владимира Кличко.
Их мотивы ясны – электорат, организованный Владимиром Мунтяном, сможет сыграть немалую роль в предвыборной гонке. Но какова цена такой поддержки? Ведь известно, что любая помощь кандидату на выборах впоследствии накладывает обязательства перед “помощником”. А зная аппетиты днепровского “апостола”, несложно представить, как возрастет влияние секты при поддержке власти.