Тяжелые испытания, которые выпали на долю нашего народа, не могли не отразиться на вступительной кампании. Как выпускники нынешнего года смогут поступить в украинские высшие учебные заведения? На сегодняшний день уже разработана примерная схема того, как это будет происходить.
Боремся с «охотой за мозгами»
Верховная Рада Украины приняла Закон №7132, в котором оговариваются особенности вступительной кампании в этом году. Ввиду военного положения выпускники украинских школ в 2022-м освобождаются от Государственной итоговой аттестации (или ДПА — державна підсумкова атестація). Кроме того, прием на обучение в заведениях профессионального, а также высшего образования на младшего бакалавра, бакалавра и магистра будут проходить в особом порядке. Он определен Министерство образования и науки Украины. Вступительная кампания запланирована на июль 2022 года. Помимо нашей страны, рассматривается ее проведение в посольствах и консульствах Украины заграницей. Сегодня Министерство образования Украины прилагает все усилия для того, чтобы наши выпускники несмотря ни на что получали высшее образование на родине, а не в зарубежных вузах.
– Мы стараемся предупреждать проявления образовательного мародерства, имею в виду “охоту за мозгами” в других странах, – отмечает министр образования Украины Сергей Шкарлет. – Поэтому мы должны всеми способами поощрять наших детей поступать в украинские вузы.
Вместо ВНО – мультипредметный тест
Итак, согласно предварительному плану вступительные экзамены будут проходить следующим образом. При поступлении на младшего бакалавра после 9 и 11 классов на творческие специальности в приоритете будет творческий конкурс. На другие специальности на бюджетные места — заявление, собеседование и мотивационное письмо от абитуриента. На контракт на другие специальности — заявление и мотивационное письмо от абитуриента.
Поступление на бакалавра в вузы будет происходить так. На творческие специальности — приоритет творческого конкурса. На другие специальности бюджет — заявление, национальный мультипредметный тест и мотивационное письмо от абитуриента. На другие специальности контракт — только заявление и мотивационное письмо от абитуриента. Поступление на магистра после четырех лет бакалаврата должно происходить следующим образом. Магистерские тесты по специальностям “право” и “международное право” — заявление и магистерский трехпредметный тест, который сдают уже несколько лет. Другие специальности бюджет — заявление, магистерский тест на учебные компетенции и мотивационное письмо от студента. Другие специальности контракт — заявление и мотивационное письмо от студента.
В этом году национальный мультипредметный тест станет аналогом Внешнего независимого тестирования (ВНО). Такой тест будет составлен по сокращенной программе и по трем предметам сразу: украинскому языку, математике и истории Украины. Однако Сергей Шкарлет предупреждает, что это пока рабочий вариант. Например, для поступления в медицинские вузы школьники усиленно изучали биологию и химию, и это тоже нужно учесть. Поэтому сейчас рассчитываются весовые компоненты предметов в зависимости от того, куда поступают дети. Тест можно будет пройти как в онлайн, так и в офлайн-формате. При этом его весовые коэффициенты будут меняться в зависимости от специальности.
Для сдачи ВНО будет сделано большое количество вариантов тестов, для того чтобы в течение 10–15 дней абитуриенты могли его сдавать. При этом если, например, с 1 по 15 число можно сдать экзамен, а ребенок не смог это сделать в первый день из-за воздушной тревоги или обстрелов, он может сделать это в другой день. Каждый день задания теста будут обновляться, чтобы не было возможности недобросовестно сдать экзамен. Для того, чтобы получить возможность сдавать вступительный тест, выпускникам необходимо создать регистрационную карточку на сайте Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО). Сделать это желательно до 9 апреля, а затем следить за обновлениями относительно всех изменений вступительной кампании, если таковые будут.
Учиться нужно вопреки войне
Возможно ли, что вступительная кампания в вузы в этому вообще не состоится? На сегодняшний день ни украинский парламент, ни Министерство образования Украины не рассматривают такой вариант.
– Были разные мнения вплоть до отложения вступительной кампании или отмены первого года обучения, – сообщает председателем комитета по вопросам образования и науки Сергеем Бабак. – Наша позиция очень проста – мы считаем, что обучение должно начаться. Несмотря на то, что мы находимся в состоянии войны, страна все равно живет и должна жить. Бизнес должен возвращаться, экономика должна работать, а дети – учиться. Иначе мы потеряем не просто год, а целое поколение, если отменим обучение. Пусть это будет онлайн в регионах без соответствующих условий. А в некоторых регионах можно проводить обучение очно. Отрезать из-за жестких боевых действий на территории Украины какую-то часть детей от учебы нельзя. Я понимаю, что у детей будут разные условия, но мы не можем сделать для всех одинаковое “необучение”. Кто может учиться офлайн, будет учиться именно так, кто онлайн – соответственно.
Сегодня около 1,5 млн украинских детей выехали за границу и пытаются учиться там, всего в Украине до войны было около чуть более 4 млн учеников. Большая часть из них осталась в Украине, из этого большинства многие дети переехали на запад Украины, где безопаснее. Есть еще один важный вопрос: как в этом году будут получать дипломы выпускники вузов? По словам Сергея Бабака, в университетах, которые находятся в более-менее спокойной зоне, проблем с выдачей дипломов не будет. Есть вопросы по сдаче аттестационных экзаменов или квалификационных работ, однако Министерство образования уже наработало с университетами возможности делать это в разных формах. Проблемы будут только там, где физически невозможно выдать диплом или где здания университета не осталось. Скоро будет предложен механизм для решения и этого вопроса. Возможно, будут сделаны первые в мире образовательные документы в «Дії».
– Когда мы станем членом ЕС, когда полностью интегрируем свою образовательную и научную систему, тогда не будет разницы, какую школу ты заканчиваешь – украинскую или французскую, – с оптимизмом смотрит в будущее Сергей Бабак. – Так же будет и с университетами, когда мы их интегрируем. Один из положительных моментов – прекращение “образовательной миграции”, потому что это значительно подтянет уровень наших учебных заведений. Мы будем находиться в одном образовательном поле, это будет один рынок. Когда ты начинаешь конкурировать с более сильными, то становишься сильнее. Это даст дополнительные возможности для детей. Статус кандидата в члены ЕС сразу не изменит образовательную систему, это постепенный процесс. Пройдет некоторое время, и мы интегрируем свою систему в европейскую.