Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта каждый год. Дата выбрана не случайно. В этот день в 1961 году в американском Конгрессе выступил президент США Джон Кеннеди. В своей речи он обозначил четыре основных права потребителя:
- право на безопасность
- право на информацию
- право на выбор
- право быть услышанным
Защита прав потребителей это :
Защита прав потребителей – совокупность средств, исполняемых государством, направленных на координацию отношений, возникающих между: покупателем и продавцом, потребителем и производителем, изготовителем, исполнителем.
Потребитель — это физическое лицо, которое заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать товары или услуги, необходимые для личных нужд.
Чем занимается защита прав потребителей
Всемирная организация союзов потребителей – независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года. Она объединяет общественные и государственные организации, занимающиеся проблемами защиты прав потребителей разных стран. Она защищает интересы потребителей всего мира, представляет их интересы в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных экономических и социальных организациях. Также помогает консультациями, информацией и обучением специалистов.
Закон Украины «О защите прав потребителей» определяет порядок возврата товара или возмещения ущерба вследствие приобретения некачественного товара. Существует три способа отстоять свои права:
- Заявление к продавцу
Вернувшись в магазин, вы имеете право подать заявление на возврат средств за некачественный или не подошедший товар. Это нужно делать в пределах гарантийного срока и при выполнении целого ряда условий по сохранению товарного вида продукции.
- Жалоба в госслужбу по защите прав потребителей
Если продавец отказывается возвращать деньги за просроченные пищевые продукты, смело идите на этот шаг. Ваши требования удовлетворят, а продавца могут оштрафовать.
- Иск в суд
При обращении в суд по защите прав потребителей истец освобождается от уплаты судебного сбора. Помимо материального вреда, вы можете потребовать компенсацию и за моральный ущерб. При этом нужно знать множество юридических нюансов и четко сформулировать свои требования.
История защиты прав потребителей
Как указывалось выше, Джон Кеннеди сформулировал четыре основные права потребителя. Позже их количество увеличилось вдвое. Добавились:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей,
- право на здоровую окружающую среду.
Всемирный день защиты прав потребителей впервые появился в международном календаре в 1983 году. С тех пор каждый год Всемирная организация союзов потребителей оглашает специальный лозунг к празднику. В 2018-м это была тема “Цифровые торговые площадки Fairer”, в 2019-м – “Доверие к смарт-продуктам”. В нынешнем году Всемирный день прав потребителей проведут под девизом «Рациональный потребитель». Организаторы хотят обратить внимание на перепроизводстве и неразумном потреблении, из-а чего на Земле меняется климат, ухудшается экология, навсегда теряются уникальные природные объекты.
Украина первой на постсоветском пространстве разработала Закон «О защите прав потребителей» – в мае 1991 года. А созданная Государственная инспекция по защите прав потребителей в 1992 году получила статус Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей.
Принципы защиты прав потребителей
Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей были приняты Генассамблеей ООН 9 апреля 1985 года. В 1999 и 2015 годах они расширялись и дополнялись.
Руководящие принципы охватывают физическую безопасность; содействие соблюдению экономических интересов потребителей и их защиту; нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг; систему распределения основных потребительских товаров и услуг; меры, позволяющие удовлетворять претензии потребителей; программы просвещения и информирования; поощрение устойчивого потребления.
Дополнены правила были разделами о добросовестной деловой практике разрешения споров, а также об особенностях защиты прав потребителей в электронной торговле, финансовых услугах, туризме, сфере ЖКХ.