Сегодня, 26 января, Верховная Рада Украины поддержала законопроект президента Владимира Зеленского “О народовластии через всеукраинский референдум”. За него проголосовали 255 народных депутатов. Удержались от голосования 40 избранников, 22 его просто проигнорировали. 55 парламентариев были против. О том, что они не поддерживают законопроект официально объявили фракции “Голос”, “Европейская солидарность”, “Батьківщинина” и “Оппозиционная платформа – За життя”. Таким образом, закон о референдуме фактически протащили на “штыках” президентской “Слуги народа” и депутатской группы “Довіра”.
С чего все начиналось
Первый референдум в новейшей истории Украины провели 1 декабря 1991 года еще по советскому закону. На него вынесли ключевой вопрос – Акт независимости. Тогда тотальное большинство – 90,32% жителей нашей страны высказались за провозглашение независимости Украины. Это был единственный плебисцит, результаты которого воплотят в жизнь.
Второй всенародный опрос проводил уже президент Леонид Кучма в 2000 году. Тогда он пытался использовать этот инструмент для борьбы с оппозиционным ему парламентом. На референдум вынесли три вопроса: ограничение депутатской неприкосновенности, сокращение количества нардепов до 300, создание двухпалатного парламента и право для президента распустить Раду, если в ней не сформирована коалиция в 226 избранников для принятия законов. Украинцы поддержали все вопросы, но по факту в законодательстве появилась лишь норма о роспуске Верховной Рады при отсутствии большинства. Все остальные вопросы так и остались на бюллетенях для голосования.
Следующий закон о референдуме протянул Янукович в 2012. Он позволял президенту тянуть мимо парламента те законопроекты, которые там бы не решились проголосовать. Но в 2014 году режим Януковича пал, а в 2018 году этот закон отменят.
Народовластие от Зеленского
Наконец, правом украинцев на народовластие озаботился шестой президент Украины Владимир Зеленский. 26 января ему удалось протащить законопроект через Раду, несмотря на критику и сопротивление оппозиции.
Согласно новому закону, на референдум можно вынести следующие вопросы:
утверждение закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;
общегосударственного значения
об изменении территории Украины
о прекращении действия закона Украины или отдельных его положений
Отдельно остановимся на первом пункте, который касается законов об изменения в разделы Конституции. Исходя из формулировки законопроекта следует, что на референдуме можно обсуждать I раздел, где прописаны основополагающие тезисы, на которых строится государственность Украины. Приведем некоторые из них:
Украина – суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство
Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным государством. Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной.
Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Украина является республикой.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть.
Помимо этого, I раздел Конституции содержит положения о государственном языке, символах, столице Украины. То есть, по мнению президента Владимира Зеленского эти вопросы можно выносить на обсуждение и что-то в этих положениях менять?
В законе также прописаны предохранители, которые не допускаю на всеукраинское обсуждение ряд вопросов:
противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Общей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;
направлены на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
отнесены Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
Вроде как эти ограничения должны стать предохранителем для референдумов, которые могут подорвать основы государственности Украины. Но тут есть одно важно противоречие. Согласно списку вопросов, которые можно выносить на плебисцит – изменение территории Украины. При этом, среди запретных тем – нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности. Что еще интереснее – каждый вопрос референдума рассматривает Конституционный суд на предмет соответствия главному Закону страны. При этом, на плебисцит можно выносить вопросы об изменении Конституции.
Как проводится референдум
Согласно новому закону, чтобы инициировать всенародное голосование, необходимо собрать три миллиона голосов. Процесс, по задумке происходит следующим образом: собирается 300 граждан Украины, которые имеют право голоса, уведомляется Центральная избирательная комиссия о намерении провести референдум. ЦИК отправляет своего представителя на собрание 300 граждан, которые должны выбрать инициативную группу, где должно быть не менее 60 человек. Затем, инициативной группе дается 60 дней для сбора остального количества подписей. Их, как указано выше, должно быть не менее трех миллионов. При этом, подписи должны быть собраны в не менее, чем в двух третьих административно-территориальных единиц государства, при условии, что в каждом регионе инициативу поддержали более 100 тысяч граждан. Также референдум может назначить президент своим указом, или Верховная Рада постановлением, которое поддержали две трети народных депутатов.
Затем, как мы уже упоминали, Конституционный суд рассматривает вопрос на соответствие Главному закону и если претензий нет, проводится голосование. Процесс во многом похож на обычные выборы с комиссиями наблюдателями и участками для голосования. При этом, результаты референдума не могут пересматриваться следующие три года.
Что не так с этим законом
Право провозглашать народный референдум, согласно новому закону, имеет президент Украины. Следовательно, он может продавливать в обход Верховной Рады те законы, которые не поддержат народные избранники. Украина – парламентско-президентская республика. А через референдум глава государства сможет нарушить этот баланс ветвей власти. Тем более, что умело манипулируя общественным мнением, через плебисцит можно протянуть самые страшные вещи.
Яркий пример в истории – именно через народный плебисцит Третий Райх совершил аншлюс Австрии. Используя ширму референдума, Россия аннексировала украинский Крым. Позже подобные “референдумы” проведут террористические образования на востоке Украины – “ДНР” и “ЛНР”. Президент России Владимир Путин через референдум о поправках в Конституцию “обнулил” свои сроки, что позволит ему остаться у власти до 2024 года.
Таким образом, народные плебисциты часто становятся удобным инструментом в руках тирана и захватчика. Ведь в эпоху массовых манипуляций и фейков несложно подстроить результаты опроса и создать видимость поддержки народа самых неадекватных решений.
- Народовластие или путь к диктатуре: Зеленский внес законопроект о референдуме
- “Слуги народа” против переноса рабочих дней после праздников: появился законопроект