Украинские производители с 2026 откажутся от названий «коньяк» и «шампанское» потому как они защищены географическими указаниями. Об этом сообщил национальный эксперт по маркетингу и коммуникациям проекту ЕС «Поддержка развития системы географических указаний в Украине» Иван Гайванович.
Согласно новой редакции закона о географических указаниях такие продукты как коньяк и шампанское, а также защищенные географическими указаниями сыры рокфор, пармезан и фета имеют право именоваться только там, откуда они происходят: из провинций Коньяк, Шампань и др. Такой плагиат будет караться крупными штрафами. При этом под санкции попадут как производители, так и продавцы. Географическим указанием может быть защищена большинство пищевых продуктов и напитков, предназначенных для потребления человеком: мясо, молочные продукты, рыба, мед, фрукты, овощи, напитки сделаны с использованием экстрактов растений, хлеб, макаронные изделия, выпечка, торты, печенье, конфеты , шоколад, пиво, вино, спиртные напитки, – отметил эксперт.
Также, Иван Гайванович рассказал и о преимуществах внедрения географических указаний для производителей, потребителей и территорий.
Географическое указание – это один из видов добровольного защиты товаров от недобросовестной конкуренции и эффективный инструмент коллективного продвижения товаров на рынках. Знак географического указания наносится на продукт и удостоверяет его высокое качество, долгую традицию производства и особую связь с территорией, где его производят. Это могут быть грунтовые и климатические особенности, отличающие определенное географическое, традиционные методы производства, обеспечивающие его уникальные свойства. Товар может быть защищены таким указанием на государственном и международном уровне, – рассказал Гайванович.
Географические указания активно используются членами ЕС для повышения уровня узнаваемости производителя с целью привлечения повышенного внимания потребителей. На сегодняшний день в ЕС зарегистрировали уже более 3500 географических указаний. С 31 декабря 2025 продолжится переходный период на такую продукцию как: шампанское, коньяк, мадера, порто, херес, кальвадос, граппа, арманьяк, марсала, малага и токай.
Мы должны пройти процедуру смены наименования. Это не просто переклеить этикетки. Новое название должно учитывать исторические моменты или национальные особенности. А главное – надо также позаботиться о том, чтобы не допустить снижения производства, сохранить рабочие места, усовершенствовать технологическое производство украинской винодельной отрасли”, – добавил Владимир Кучеренко генеральный директор корпорации Укрвинпром.