В стандартном еженедельном релизе днепровский исследователь Артем Костюк обычно описывал только те объекты, где ведутся реальные работы. Последний релиз он подготовил в более расширенном варианте – со свежими фотографиями и видео, а также упомянул все другие объекты, где полностью или временно не ведутся работы.
Вдоль трассы строящегося метрополитена есть несколько площадок, а именно: стволы №11, 1, 12, 13, 14, 15, 15-бис, 16, 16-бис, вестибюли станций Театральная, Центральная, Музейная. На данный момент активные работы ведут на стволах №1 (подземная часть ст. Театральная), 13, 15-бис, 16-бис, а также на вестибюле станции Музейная. На других объектах работы или временно приостановили, или они совсем не задействованы в новом проекте.
Шахтный ствол 11 старого проекта пока не задействован в строительстве. После окончания строительства метрополитена, ствол задействуют как вентиляционную шахту – на месте стройплощадки будет установлен вентиляционный киоск.
Через шахтный ствол 1, станция Театральная, планировали строить перегон Вокзальная-Театральная, центральный зал и наклонный эскалаторный ход станции Театральная, а также частично перегон Театральная-Центральная. Сейчас построили 99% перегона Вокзальная-Театральная, строят центральный зал и эскалаторный ход станции Театральная. Продолжают первый этап строительства центрального зала – идет разработка опережающей штольни. Одновременно уже начался второй этап – разработка левой калоты. За последнюю неделю буровзрывным методом из опережающей штольни и левой калоты вынули 346 куб. м. породы. Стадия строительства станции – 16%.
Разработку эскалаторного хода станции временно приостановили, а технику перераспределили на другие забои: в опережающую штольню и забой правого тоннеля в сторону Вокзальной. На данный момент прошли 31 метр калотной (верхней) части эскалаторного хода. В забое правого тоннеля в сторону Вокзальной осталось 15 метров до соединения с тоннелями 11-го ствола.
Здесь строители попали на очень водонасыщенный участок. Сейчас получают данные пробы породы, уточняют технические детали и разрабатывают проект проходки проблемного участка. Чтобы преодолеть этот опасный участок планируется делать химические инъекции для дополнительного укрепления породы, устанавливать дополнительные конструкции и усиливать гидроизоляцию. Работы уже начались – бурильная машина уже бурит дополнительные шпуры для инъекций.
На вестибюле станции Театральная котлован разработан на 34%, работы временно приостановили, ожидают поставку распорок для укрепления стенок котлована. Также возобновление работ зависит от прогресса разработки наклонного эскалаторного хода.
Шахтный ствол 12 строился в составе первого проекта в 90-х годах. Не занят в строительстве, в дальнейшем будет задействован как вентиляционная шахта.
На шахтном стволе 13 ведут проходку буровзрывным методом. Из-за близости к плотной исторической застройке были установлены строгие лимиты на допустимые вибрации от взрывов. Чтобы не превысить лимит, строители вынуждены использовать минимальное количество взрывчатки, более того – закладывают ее примерно на треть/половину радиуса ствола. Сложности добавляет очень твердый гранит, который даже не всегда поддается такому слабому взрыву. В таких условиях, чтобы пройти один метр вертикальной шахты, нужно провести минимум четыре взрыва. На данный момент ствол прошли на 40% – 21 из 53 метров. Через ствол 13 будут строить перегонные тоннели между станциями Театральная, Центральная, а также центральный зал станции Центральная с эскалаторным ходом.
На вестибюле ст. Центральная работы приостановили. Возобновление зависит от прогресса строительства центрального зала станции Центральная, которая в свою очередь зависит от прогресса строительства ствола 13. Учитывая это, пока что нецелесообразно продолжать работы по разработке вестибюля. На данный момент вестибюль разработан на 30%.
Шахтный ствол 14 старого проекта, где был наибольший прогресс еще до прихода нового генподрядчика не занят в строительстве. В дальнейшем все выработки (почти 600 метров) будут адаптированы под новый проект – с частичным демонтажем тюбингов и изменением их на монолитное бетонное крепление по “Новоавстрийскому методу”. Сам ствол будут использовать как вентиляционную шахту.
Шахтный ствол 15 старого проекта не задействован. Находится за ТОЦ “Босфор”, пройден на 30 метров вниз, пока затоплен. В будущем его забутуют и демонтируют.
Шахтный ствол 15-бис самый глубокий ствол на стройке – 76 метров. Пройден в 2021 году, сейчас здесь ведут работы (прогресс достигает 40 метров выработок в неделю) по разработке перегонных тоннелей. За последнюю неделю здесь произошли следующие изменения:
- 1-й тоннель (правый) в сторону ст. Музейная: +5 метров (43 от оси ствола) в сторону ст. Центральная: +7 метров (73 от оси ствола)
- 2-й тоннель (левый) в сторону ст. Центральная: +6 (72 от оси ствола)
- Вентиляционная камера: +6 метра (всего 45 метров выработок).
На вестибюле станции Музейная почти полностью, уже на 87%, разработан котлован станции. За последнюю неделю из котлована было вынуто 1500 куб. м. земли, в некоторых местах дна котлована уже достигли проектной отметки.
Шахтный ствол 16-бис разработан в 2020 году. До мая 2021 года здесь временно вели работы из-за отсутствия разрешений на взрывные работы. Туннели тогда были пройдены лишь на 5 метров от оси ствола. За два месяца после возобновления работ здесь прошли более 200 метров выработок. Еженедельно здесь стабильный прогресс:
- 1-й тоннель (правый): +9 метров в сторону станции Музейная (106 м. от оси ствола)
- 2-й тоннель (левый): +10 метра в сторону станции Музейная (99 м. от оси стволов)
Шахтный ствол 16 старого проекта, не занят в строительстве. Пройденный вниз на 73 метра, также пройдена подходного штольня на 63 метра. В будущем ствол забутируют, стройплощадку демонтируют.