18 мая 1884 года в Екатеринославской губернии была торжественно открыта Екатерининская железная дорога – главная магистраль Приднепровья. О том, как организовали обучение служащих железной дороги, рассказали в Музее истории Днепра.
Строительство железной дороги осуществлялось в 1881-1884 годах под руководством инженера путей сообщения В.А. Титова. Первым начальником магистрали стал инженер путей сообщения А.А. Верховцев, который занимал эту должность до ноября 1900 года.
Железная дорога имела два больших участка пути от станции Ясиноватая до станции Синельниково и от станции Нижнеднепровск до станции Долинская. Екатерининская железная дорога представляла собой большое транспортное предприятие, где работало много служащих, технических работников и простых рабочих. В 1884 году текущие нужды железной дороги обслуживали всего 1953 человека постоянных и временных служащих и 629 ежедневных рабочих. Увеличение общего количества железнодорожных веток и станций обусловило и рост штата работников. Уже в 1908 году на железной дороге насчитывалось постоянных и временных служащих 30528 человека и 25316 поденных рабочих. Интенсивное развитие транспортной инфраструктуры магистрали обусловил потребность в квалифицированных кадрах, нехватка которых остро ощущалась на производстве.
В 1889-1890 годах по инициативе служащих станций Екатеринослав и Гришино создано общество, которое за собственные средства удерживало специальные церковно-приходские школы, где получали начальное образование дети служащих данных станций. Приобретенный организационный и административный опыт оказался крайне положительным, поскольку дети служащих в дальнейшем занимали различные должности на железной дороге, получая достаточно высокое по тем временам жалованье. Впоследствии практика организации системы финансирования начальных учебных заведений была распространена на всю Екатерининскую магистраль. Каждый служащий транспортного учреждения отсчитывал ежемесячно из собственного жалования 0,5% на содержание начальных учебных заведений, в которых получали бесплатно образование его дети. Данные отчисления составляли около 50% сметы начальных школ, остальные средства на их финансирование поступало от правительства и профильного министерства путей сообщения. Такая смешанная система финансирования позволяла железнодорожникам достаточно эффективно решать проблему кадрового обеспечения железной дороги квалифицированными и образованными работниками.
В начале ХХ века на Екатерининской железной дороги уже насчитывалось 10 двухклассных и 23 одноклассных начальных школы. Их общая численность неуклонно росла, принимая во внимание дальнейшее увеличение транспортной магистрали Екатерининской дороги. В 1908 году в начальных училищах получали образование 9182 ученики или 60% детей служащих железной дороги. При 3-х учебных заведениях были созданы специальные общежития для детей инженеров, мастеров и рабочих, которые жили на линейных станциях и находились постоянно в разъездах по служебным делам. Работники железной дороги прекрасно понимая значимость начального и среднего образования для будущего своих детей в начале ХХ века создали специальный общественных комитет, который занимался проблемами поиска средств для открытия в Екатеринославе среднего учебного заведения, в котором бы бесплатно получали профессиональное образование их потомки. Комитет прилагал значительные организационные усилия по проведению различных благотворительных мероприятий, в ходе которых целенаправленно собирались средства на образовательные потребности детей железнодорожников. В данный период достаточно популярной формой проведения досуга горожан было застолье, для которого специально обустраивалась территория любого сада, организовывались разнообразные развлечения, приглашались военные оркестры, известные исполнители, проводились кинематографические сеансы и театральные представления. Так, например, 15 июня 1914 года почетным председателем комитета А.И. Ванифатьевой было организовано застолье в саду 2-го общества трезвости, чистая прибыль с которого поступил в кассу комитета. Валовой сбор средств составил 373 рубля 20 копейки.
Кроме того, на счета комитета поступали и различные пожертвования от различных благотворителей. Касса комитета пополнялась также за счет продажи цветов и значков. Параллельно, руководителям комитета удалось привлечь к делу финансирования начальных учебных заведений разнообразные ссудо-сберегательные учреждения, созданные на разных дочерних предприятиях Екатерининской железной дороги. Впоследствии отчисления от данных кредитных учреждений превратилось в систематическую и сложившуюся практику.
28 и 29 июня 1914 в саду второго общества трезвости Екатерининской железной дороги были организованы очередные гуляния. К развлекательной программы мероприятий, кроме детских игр и спортивных соревнований, демонстрации картин синематографа, танцев для детей и взрослых, вошли и музыкальные номера. В частности чернокожий исполнитель Валли Браун выполнил несколько произведений на Конет-пистоне и тромбоне.
29 июня 1914 на втором застолье, кроме повторения программы первого, был запущен яркий воздушный шар и устроен эффектный фейерверк. 28 июня сад посетило 1758 человек, 29 – 2390 человек. Валовая выручка первого дня составляла 176 рублей 80 коп., Второго – 210 рублей 90 коп. Однако потратить полученные средства по назначению обществу не пришлось из-за военных обстоятельств Первой мировой войны, которая сделала невозможным реализацию проекта строительства среднего учебного профессионально-технического образования для детей работников Екатерининской железной дороги. Данный проект суждено было воплотить в жизнь уже при советской власти.
- Как в Днепре 100 лет назад играли в футбол
- В Днепре рассказали, как 100 лет назад появилось велосипедное общество
Подписывайтесь на наш канал — http://t.me/dnepr_49000