История днепровского городского трамвая – очень интересная тема, которая очень наглядно иллюстрирует этапы развития нашего города. В Музее истории Днепра рассказали, как работал трамвай в революционные годы сто лет назад, в 1917-23 годах.
С началом Гражданской войны трамвайное предприятие в Екатеринославе постепенно прекратило свою деятельность. Бельгийские акционеры – владельцы трамвая покинули город, который был охвачен революционными беспорядками, а местные власти оказались неспособны наладить нормальное функционирование транспортного предприятия из-за острой нехватки специалистов, техников, рабочих депо, устойчивой нехватки финансов и материально-технических средств.
По свидетельству очевидцев, большая часть рабочих городского трамвая из-за неудовлетворительной экономической ситуации в городе и Приднепровском регионе вынуждена была покинуть прежнее место работы. Часть рабочих вступила в ряды Красной армии, часть перебралась в деревню, где существовала возможность относительно легко прокормить собственные семьи, часть погибла от последствий эпидемий, бурливших в Екатеринославе в отсутствие надлежащего санитарно-эпидемиологического контроля.
Рабочие Екатеринославского трамвая несколько раз подряд самостоятельно пытались реанимировать свое производство в период Гражданской войны, но все эти попытки закончились неудачей из-за отсутствия строительных материалов, запасных частей к электротранспорту, голода и холода, которые господствовали в то время.
В 1920 году на одном из общих собраний рабочие трамвая решили принять необходимые меры с целью возобновления трамвайного движения. Это были сложные для реализации задачи, учитывая отсутствие квалифицированных технических кадров, слабую материальную базу, нехватку запасных частей, плохую работу местной электростанции, питавшей током трамвайную линию. Рабочие транспортного предприятия в то время работали целыми месяцами бесплатно, получая зачастую всего 30 фунтов черного хлеба в месяц.
По данным екатеринославской периодической печати до начала 1921 года городской трамвай работал со значительными перебоями из-за устойчивого дефицита горючего, неудовлетворительной работы центральной электрической станции, которая обеспечивала электрическим током сеть трамвайной городской линии. Слабая работа электрической станции отражалась на регулярности движения городского трамвая, работавшего крайне эпизодически, вызывая многочисленные нарекания на свою работу со стороны горожан и органов городской власти.
По свидетельствам рядовых жителей города трамвай час ехал, а три часа простаивал из-за отсутствия тока или технических неисправностей. Или день-два как-то работал, а неделю простаивал, поскольку не хватало вагоновожатых или запасных деталей. Учитывая такой спорадический характер перевозок, пассажиры отказывались от поездки трамваем, а ходили пешком. В результате транспортное предприятие не имело возможности заработать средства, необходимые для организации нормального функционирования трамвайного депо и сети. Денежные субсидии, получаемые предприятием от центральных органов власти, не покрывали его текущих расходов. В свою очередь, неудовлетворительная работа городского электрического транспорта негативно сказывалась на функционировании города и его жизнеобеспечении, поскольку рабочие из-за нерегулярного движения транспорта часто опаздывали на работу из-за чего не выполнялись текущие производственные планы и задачи, срывалась слаженная работа подразделений предприятий, простаивало промышленное оборудование и техника. Организация регулярных пассажирских перевозок в городе превратилась в одну из главных проблем органов городского самоуправления, от решения которой зависело нормальное функционирование городской инфраструктуры, работы ведущих промышленных предприятий города.
В 1921 году городские власти решили кардинальным образом решить транспортный вопрос и наладить нормальную работу городского трамвая. С этой целью при ее инициативе было проведено несколько совещаний профсоюзных организаций с представителями коммунхоза города, где активно и конструктивно обсуждались вопросы эффективной организации работы городского электрического транспорта. В частности, на них было принято решение о возобновлении работы электростанции, питавшей трамвайную контактную линию. В течение нескольких месяцев 1921 года силами рабочих трамвайного депо был произведен капитальный ремонт электрической станции, которая была полностью отремонтирована и сдана в эксплуатацию. Вопрос о бесперебойном питании контактной сети трамвая был решен. Этот практический результат позволил организовать пассажирские перевозки по установившемуся графику, что сразу отразилось на производительности работы промышленных объектов города. Параллельно руководство заводоуправления транспортного предприятия большое внимание уделило материальному стимулированию работников трамвайного депо, что по его замыслу должно было усилить заинтересованность рабочих в результатах деятельности предприятия.
В целях поощрения работников органами городского самоуправления было принято решение о переходе транспортного предприятия на хозрасчет. Предприятие получило полную хозяйственную автономию, что положительным образом сказалось на его экономической деятельности, принося постоянную прибыль.
В 1921 году было выбрано заводоуправление городского трамвая, состоявшее из 3-х человек: Берестова, Гуденко и Кагана. Впоследствии должность главы заводоуправления занял Приходько, который был направлен на данную работу правлением работкомхозом. С приходом Приходько ситуация с управлением предприятием кардинально изменилась, поскольку молодому директору удалось в сжатые сроки наладить его эффективную работу. Председатель правления городского трамвая значительное внимание уделял улучшению материального положения рабочих предприятия, усилению трудовой дисциплины. В частности, средняя заработная плата работника транспортного коммунального предприятия выросла до 35 золотых рублей. В начале деятельности трамвайного депо она с трудом дотягивала до 3-х золотых рублей. В данный период был произведен капитальный ремонт всего подвижного состава городского трамвая. В частности, были отремонтированы все вагоны, произведен капитальный ремонт железнодорожного полотна.
Одновременно силами предприятия была произведена замена шпал, крестовин, произведен ремонт мастерских, приобретены индукционные провода для обустройства воздушной контактной сети. Воплощенные в жизнь меры способствовали налаживанию эффективной работы городского электрического транспорта. Достаточно быстро было налажено регулярное движение трамвая по улицам и проспектам города по соответствующему графику. К 1921 году городской трамвай был воспроизведен на 75% от довоенного уровня.