49000 Полная версия страницы

В Днепре рассказали историю знаменитого екатеринославского фотографа

В начале ХХ столетия фототехника еще не была массово распространена среди населения, поэтому в почете были талантливые фотографы. В Музее истории Днепра рассказали удивительную историю екатеринославского фотографа, который снимал императора Николая ІІ.

Официальный визит российского императора Николая II в Екатеринослав, который состоялся в конце января 1915 года, вызвал среди местного населения целый водоворот великодержавных патриотических чувств. Горожане ярко украсили город национальными и императорскими знаменами, портретами монарха и членов императорской семьи, которые были увенчаны разноцветными гирляндами, электрической иллюминацией и цветами. Особенно преданные подданные русского самодержавия вывесили портреты царя в собственных домах, демонстрируя политическую поддержку и лояльность самодержавному режима Романовых.

Мощный всплеск политической активности населения был обусловлен тем обстоятельством, что это был первый в истории Екатеринослава официальный визит правящего российского монарха в город, что само по себе было крайне важным незаурядным историческим событием, память о котором население стремилось сохранили в любой способ. Посещение Екатеринослава российским самодержцем наглядно продемонстрировало рядовым горожанам важную роль степного мегаполиса в экономической системе юга империи, его главное место в хозяйственной структуре оборонной промышленности страны. Безусловно, это способствовало росту у местного населения собственного регионального самосознания и специфической этнокультурной идентичности, которая выделяла его среди других региональных сообществ юга страны, подчеркивая важную значимость региона для необъятной самодержавной империи Романовых.

Население Екатеринослава активно раскупало национальную и государственную атрибутику: национальные и императорские флаги, портреты представителей царской семьи, и тому подобное. Массовым патриотическим психозом и обусловленным им ажиотажем сразу воспользовались ловкие екатеринославские дельцы, которые почувствовали коммерческую конъюнктуру, демонстрируя тонкое знание природы человеческого характера и чудеса коммерческой изобретательности.

Одним из таких изобретательных коммерсантов был член Екатеринославского общества фотографов-любителей, известный в городе фотохудожник Роман Бык. Последний, не имея официального разрешения от местного полицейского управления и администрации города, начал по данным полиции активную печать и продажу горожанам оригинальных снимков с Николаем II, которые были сделаны фотографом во время визита российского императора в лазарет имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

Массовая продажа официальных снимков российского императора сразу привлекла к себе внимание местной власти, которая была возмущена попыткой фотографа получить свою выгоду от официального государственного визита российского императора. Полиция города после получения информации о данном факте начала официальное следствие, которое было инициировано 3 марта 1915 года старшим чиновником для особых поручений А. Розмарицей.

3 марта 1915 года пристав Первой Соборной полицейской части города Екатеринослава, получив поручение от Екатеринославского губернатора о проведении служебного расследования, прибыл к художественному фотоателье Романа Яковлевича Быка, которое размещалось в то время на углу улицы Московской и Екатерининского проспекта в доме Грановского в удобном помещении с большой фотолабораторией и складом.

Р.Я. Бык был одним из самых одаренных фотографов старого Екатеринослава, который специализировался на портретной и пейзажной художественный съемке, имея многочисленных ценителей и поклонников в городе. Его художественный вкус и незаурядный талант художника были неоднократно отмечены золотыми медалями престижных международных выставок. Неудивительно, что именно Р.Я. Быку было поручено местной администрацией сделать ряд профессиональных коллективных снимков во время визита в город российского императора. И стоит отметить, он блестяще справился с поставленной перед ним задачей, создав высокохудожественные снимки.

У владельца фотоателье представитель правоохранительных органов проверил книгу заказов на фотопродукцию, которая им была изготовлена ​​для клиентов. Цель визита полицейского чиновника заключалась в том чтобы выяснить количество покупателей, которые приобрели у фотографа оригинальные снимки российского императора Николая II, сделанные во время визита царя в Екатеринославский госпиталь имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Фотограф объяснил официальному представителю власти, что в книге не указаны фамилии частных лиц, которые приобрели сами эти фотографии. Фотограф сообщил, что изготовил 12 снимков, представленных официальным лицам, которые были рядом с российским императором во время съемки: екатеринославскому губернатору, представителям органов местного самоуправления. Кроме того, он сделал снимки для государственных учреждений, от которых были представлены местные чиновники: для Екатеринославского губернского правления, городской думы и управы. По заказу сестер милосердия Богданових он изготовил 2 экземпляра снимка. Как выяснилось в ходе расследования именно из этих снимков были сняты копии, которые массово начали распространяться по городу за соответствующую плату. Фотограф был оправдан местной полицией, а расследование, инициированное против него прекращено за отсутствием состава преступления.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Exit mobile version