В Днепре арки появились раньше, чем сам город: фото

Арка – один из старейших архитектурных элементов, известный уже более двух тысяч лет. О городских арках, их истории и значении gorod.dp.ua рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Кавун.

Первая арка в Екатеринославе появилась еще… до основания города

Арка, как характерный архитектурный элемент, обычно ассоциируется с торжественностью и приподнятостью, – рассказывает Максим Кавун. – Арки были необычайно популярны в античной архитектуре – в Древней Греции и Древнем Риме.

В Екатеринославе, основанном как город классицизма, этот архитектурный элемент был востребован сразу же.

В истории нашего города первая арка появилась даже раньше его официального основания. Город был основан на правом берегу Днепра 9 (20) мая 1787 года во время церемонии основания Преображенского собора. А за два дня до этого, императрица Екатерина II прибыла в Новый Кодак или Кайдак, где провела два дня, 7-8 мая. Здесь по приказу Григория Потемкина была сооружена специальная пристань и деревянный путевой дворец. Когда императрица спускалась на сушу, ее встретила торжественная деревянная арка – архитектурное сооружение, украшенное гирляндами из живых цветов и колосьев и надписью «Твоя от твоих, тебе приносящих». Все было продумано с размахом, в том числе и триумфальная арка. Дальнейшая судьба этого сооружения неизвестна.

В старом Екатеринославе арки были нормой архитектуры

В первой половине XIX века арки в архитектуре нашего города практически не встречались. Город был деревянным, существовало всего несколько десятков каменных зданий. Владельцы зданий руководствовались исключительно утилитарными соображениями. Поэтому особого роскошества в архитектуре не наблюдалось.

Однако во второй половине XIX века ситуация резко изменилась. После основания в 1884 году железной дороги и начала «индустриального бума» в город пришел бум строительный. Начали возводиться доходные дома в два-три, а то и четыре этажа. В Екатеринославе как грибы начали расти кирпичные заводы. В лучшие времена заводов было около ста. Екатеринославский кирпич славился своим качеством на юге Российской империи.

Вот тогда то и пришел в архитектуру Екатеринослава такой элемент как арка. Арки сразу завоевали себе прочное место в зодчестве нашего города вплоть до революции 1917 года.

Арка – украшение «екатеринославского кирпичного стиля»

В 1890-е годы в Екатеринославе формируется свое оригинальное стилевое направление архитектуры. Это «Екатеринославский кирпичный стиль», аналогов которому нет в других городах Юга.

В основном кирпичный стиль представлен доходными домами в два-три этажа. Название свое стиль получил из-за характерной обработки фасадов с помощью фигурного кирпича. Дома «кирпичного стиля» также имеют особую структуру. Обычно в центральной части здания помещается как раз кирпичная арка. По ее сторонам помещаются фигурные полукруглые ниши – экседры. Нередко подобные арки могли располагаться и по боковым сторонам главного фасада.

Качество работ екатеринославских мастеров кирпичного стиля можно проверить и сегодня – через 125 лет. Екатеринославские арки можно увидеть еще на многих улицах старого города. Например, это деловой центр «Призма» на улице Глинки, 5, дома на улицах Якова Самарского, 5, Литейная, 11 , многие дома на улицах Святослава Храброго (Чкалова), Староказацкой (Комсомольской) и других.

Арки доходных домов до сих пор хранят ауру эпохи

Кроме «кирпичного стиля», арки очень активно использовали в оформлении доходных домов разных стилей на рубеже XIX – XX веков. Сохранилось несколько десятков таких домов с арками.

Характерным примером такого рода является арка дома Штейна (ул. Гончара, 4), известного как «Дом с гномиками» и построенного в 1890-х годах. Арка имеет длину более 10 метров. Она очень оригинально оформлена со стороны главного фасада: вверху и по бокам львиные головы, а с боковых частей еще и головы сатиров. Похожий стиль оформления арок можно встретить на улицах Шевченко, Староказацкой, Красной и других.

Амуры на арке Дома Пчелкина «живут» уже 120 лет

Кроме арок в доходных домах разных стилей, в Екатеринославе существовала традиция декорировать арками и одноэтажные особняки, и городские усадьбы. Характерным примером такого рода может служить особняк Давида Пчелкина. Он был построен в 1898 году по проекту выдающегося архитектора Дмитрия Скоробогатова на Успенской (бывшая Демьяна Бедного) площади.

Само здание одноэтажное, главный фасад украшен богатым декором. А с правой части к дому пристроена крупная кирпичная арка, фланкировавшая проезд в глубину двора. В верхней части арки помещен скульптурный элемент – два очень упитанных мальчика-Амура держат картуш с вензелем владельца дома «ДП», что породило городскую легенду о «публичном доме».

Арка дома Пчелкина, пожалуй, самая роскошная из данной типологии арок. Однако до сих пор в старых кварталах можно встретить похожие арки. Они, правда, выглядят попроще, без скульптурного оформления. Например, похожая арка въезда во двор сохранилась на улице Сечевых Стрельцов (Артема) выше улицы Бородиновской, или доживающая свой век похожая арка на улице Бригадной.

Арки любили ставить в революционную эпоху

Интересно, что такой архитектурный элемент, как арка, получил особое распространение во время революции. В 1910-х годах арки начали входить и в садово-парковую архитектуру Екатеринослава. Вход в Городской сад (ныне парк Лазаря Глобы) со стороны проспекта украсила оригинально исполненная арка из дерева, украшенная гирляндами и символикой. Эту арку любили помещать на открытки и в путеводители по Екатеринославу. Имеются предположения, это проект этой арки – одна из первых работ Александра Красносельского.

Еще в январе 1915 года, во время прибытия в Екатеринослав последнего императора Николая II, проспект был декорирован деревянными арками с символикой империи. Интересно, что большевики переняли эту же традицию. Все революционное время и эпоху Гражданской войны можно встретить упоминания, что Екатерининский проспект (Яворницкого) был декорирован деревянными арками при вступлении в город большевиков.

Интересно, что арку соорудили даже на… братском кладбище жертв революции на Соборной площади, которое начало формироваться в декабре 1917 года. Правда, арка на кладбище была деревянной и не пережила перипетии захвата города разными противоборствующими силами.

Арки плавно перешли в советскую архитектуру

Советское зодчество 1920-1930-х годов тоже востребовало арку как значимый архитектурный элемент. Правда, конструктивизм, властвовавший в архитектурной моде 1920-х годов, предпочитал сухую геометрию форм. Но аркам нашлось место и здесь.

Например, в архитектуре Дворца культуры имени Ильича  представлены и арки. Здание, возведенное в 1926-1932 годах по проекту выдающегося архитектора Александра Красносельского, состоит из трех частей. В местах, где главная часть соединяется с боковыми крыльями, мы видим две массивные арки на первом этаже.

Кстати, арка как элемент представлена и в соседнем здании – Дворце Профилактики (1925-1927 годы), построенном по проекту того же А.Л. Красносельского, правда, в стиле неоклассицизма. Здесь арка – центральный элемент здания, оформляющий главный вход.

В тридцатые годы XX века арки можно встретить в оформлении крупных архитектурных объектов. Например, в здании правоохранительных органов «(Днепропетровская Лубянка)» 1935 года постройки (архитектор В.С. Самодрыга), арка, ведущая во двор, помещена в центральной части протяженного главного фасада.

Пятидесятые годы XX века: роскошные арки в «сталинках»

Послевоенная архитектура, с ее пафосом и роскошным декором, очень часто использовала такой архитектурный элемент, как арки. Это была последняя эпоха, где арки встречаются очень часто.

Сталинские многоэтажки, особенно в центре, имеют, как правило, сквозной проезд во двор, оформленный в стиле древнеримских арок. Самый яркий пример такого стилевого решения – две самые крупные «сталинки» по проспекту Яворницкого, 46 и 55. Здесь центральная часть главного фасада оформлена огромным арочным проемом высотой в два этажа. Раньше здесь располагались огромные ворота. В двухтысячные ворота эти были украдены. А затем эти арочные проемы заняли… магазины и кафе. Теперь архитектурная композиция нарушена, а значение арок нивелировано.

Похожие арочные оформления проездов можно видеть в доме на проспекте Яворницкого, 100, Ефремова (Ворошилова), 27, и в здании управления железной дороги по просп. Яворницкого, 107.

Одна из самых роскошных «сталинских» арок располагается в здании на углу проспекта Яворницкого и улицы Воскресенской . Это был центр подготовки технического персонала работников черной металлургии. Здесь арка въезда во двор оформлена в древнеримском стиле и напоминает римские термы и лоджии Рафаэля. Сохранились даже ворота 1950-х годов.

Другой пример такого же рода – арка в здании бывшего Горного техникума (ул. Вернадского, 2). Она находится между самим зданием и зданием общежития, составляющими единый комплекс. Сейчас здесь университет таможенного дела.

Целый район, где можно встретить арки в «сталинках» – это верхняя часть улицы Рабочей . Строительство жилого массива автозавода (ЮМЗ) здесь проходило до 1955 года. И многие жилые дома украшены очень пафосным декором, в том числе и арочными элементами. К сожалению, большинство декора здесь сохранилось плохо. Но арки украшают эти дома до сих пор.

Несмотря на столь широкое употребление арок в послевоенном зодчестве Днепропетровска, всех “переплюнуло” в этом отношении не жилое здание, а Мерефо-Херсонский мост . Он был построен в 1932 году, но дважды разрушался во время войны и окончательно был отстроен только в 1951 году. Арочные пролеты этого моста и особенно два пролета центральной части стали символами города. Арки моста изображали на открытках, путеводителях и даже на почтовой марке к 200-летию города в 1976 году.

Арка на Херсонской: через неё прошли сотни тысяч

В 1957 году появилась в городе арка, которая находится на границе эпох: выполнена она в сталинском стиле с колоннами, но украшает первый этаж здания, уже похожего на «хрущевку». Известна эта арка не архитектурным курьезом, а местом расположения. Она украшает вход на улицу Херсонскую с улицы Чкалова (ныне Святослава Храброго).

Через эту арку нужно было пройти, чтобы попасть сначала на улицу Херсонскую, а затем на стадион «Металлург». Именно таким путем в 1950-1960-е годы, до открытия стадиона «Метеор», на проводившиеся здесь футбольные матчи и спортивные праздники проходили сотни тысяч болельщиков. А в девяностые годы – еще и посетители вещевого рынка «Металлург».

С началом двухтысячных годов улицу Херсонскую перегородили. Затем построили (но – не завершили в окончательном виде) бульвар Кучеревского. И старая арка на Херсонской утратила свое значение. Сегодня она никуда не ведет. Ее постигла судьба сталинских «сестер» – в боковых крыльях расположились магазины.

Арки в брежневской архитектуре: утилитарный элемент

С окончанием эпохи «сталинского ампира» в 1955 году и в ходе активной борьбы с «архитектурными излишествами», арка сильно пострадала как то самое «излишество».

Поэтому в архитектуре «хрущевок» нет ни намека на пафос древнеримских арок. А вот в 1970-е годы, с появлением «брежневского минимализма» и застройкой жилмассивов, аркам снова нашлось место в архитектуре. Правда, место исключительно утилитарное.

С помощью арочных проемов архитекторы оформляли проезды во внутриквартальное пространство. Самый яркий пример такого рода – знаменитая «Китайская стена» на жилмассиве «Победа», построенная в 1972-1974 годах. Это здание на 36 подъездов долгое время было самым длинным жилым домом в Европе. Здесь можно видеть много арок. Они лишены каких-либо пафосных деталей архитектурного оформления.

Десятки зданий на жилмассивах Днепра 1970-1980-х годов имеют в своей архитектуре арочные элементы. Интересно, что арка применена и в архитектуре первого небоскреба Днепра – «Дома книги» (улица Вернадского, 1). Это здание архитектора П.Р. Ниринберга было сдано в эксплуатацию в мае 1976 года. Здесь арка оформляет связку самого здания и радом стоящего корпуса с магазинами.

В современной архитектуре арка употребляется нечасто. Она ассоциируется с классической архитектурой. И в архитектуре современных торгово-деловых центров из стекла из бетона аркам нечасто находится место. А жаль. Нужно попробовать соединить классические формы и современные материалы. Может получиться отличное креативное архитектурное решение – завершает Максим Кавун.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: