Флот, служба спасения, столярный цех или локомотивное депо – в день солидарности женщин в борьбе за равные права мы расскажем о днепрянках, которые победили стереотип о “не женских профессиях”.
До 2018 года женщины не могли выкорчевывать пни и водить локомотив, чинить авиадвигатели и служить боцманами на флоте. Не было женщин-водолазов и столяров. Приказ МОЗ от 1993 года ограничивал работу девушек в металлургии и сельском хозяйстве, на электростанциях и железной дороге. Что тут такого, государство просто берегло женщин – можно услышать аргумент. Тогда у меня два встречных – почему государство не берегло мужчин? И почему половые признаки должны определять степень компетенций и полномочий?
Год назад министр здравоохранения Уляна Супрун зарегистрировала приказ, который призывал отменить запреты и провозгласить гендерное равенство. Министр назвала документ о делении профессий на женские и мужские – пережитками советского мышления. Его стоило отменить, чтоб Украина превратилась из страны ограничений в страну возможностей, – заявила Супрун.
Это весомый шаг в сторону европейских ценностей – законодательство ЕС не допускает гендерной дискриминации, ровным счетом, как и ООН. У последних даже есть специальная Конвенция против дискриминации женщин, которую стоит соблюдать участникам-членам организации. И хоть ООН – это скорее о рекомендациях, чем о строгих санкциях, флаг Украины висит у входа в Дворец Наций. Значит нужно соблюдать договоренности.
Служба спасения в диапазоне сопрано
В Днепропетровской области 2700 человек работает в Службе спасения, около трети – женщины. В основном, это инспектора, диспетчеры, психологи, кадровые работники. С отменой профессиональных ограничений девушкам де-юре разрешили работать пожарными и водолазами, но де-факто, пока в области таких нет.
Зато в Службе по чрезвычайным ситуациям есть женщины на руководящих должностях. Одна из них – Виктория Никитина – подполковник службы гражданской защиты. Женщина координирует работу диспетчеров по области, будучи заместителем начальника оперативно-координационного центра. Если вы разбили градусник, не можете открыть дверь, на дереве застрял кот или у вас пожар – вы звоните 101/112 и попадаете именно сюда.
Мы встречаемся в здании Главного Управления Государственной службы Украины по Чрезвычайным ситуациям в Днепропетровской области. Виктория проводит меня через пункт охраны. У нее светлые волосы и ярко-голубые глаза, цвет которых подчеркивают две нашитые звезды на спасательной форме. Спасатели массово на выезде – в городе масштабный пожар. Вместе с тем в диспетчерской никакой паники – по рациям доносятся уточняющие детали о размере ангара и типе тушения – на этот раз выбрали воду. Темноволосая девушка поднимает трубку и говорит кому-то на том конце провода, чтоб не нервничали – хлопцы уже выехали и скоро освободят ее ребенка – тот закрылся в квартире.
-Нужно отбросить все эмоции и рационально оценить ситуацию, – комментирует Виктория.
Еще в девятом классе она решила стать офицером. В ее семье звание имели папа, дедушка и дядя. Она же пошла на службу вольным наймом – без погонов и званий, и дослужилась до подполковника, став первой женщиной с офицерским званием в семье.
-В университете я училась на химика-технолога, изучала топливо и как сделать так, чтоб оно хорошо горело. А на втором высшем разбиралась, как его тушить. Это был Институт пожарной безопасности в Черкассах.
А сейчас она оттачивает тонкости работы диспетчерской, проводит занятия и принимает ответственные решения. Именно от первых действий диспетчера, зависит успех ликвидации. Это своеобразный “первый бросок” и если его неправильно интерпретировать – ответственность будет криминальной.
-Диспетчеры у нас в основном женщины. Не то, чтобы это ограничено уставом или есть инструкции – просто женский голос по телефону слышать приятнее, комфортнее; человек может больше довериться, ощущая, что ему помогут. Женщина внимательна к мелочам и держит большой объем информации в голове.
Смена длится сутки, за которые девушки из ОКЦ принимают 3-4 тысячи звонков. Иногда звонят по мелочам – бабушка может попросить сказать время или по ошибке путают номер с телефонным оператором. Но зачастую дело действительно серьезное – настолько, что от скорости и правильности решения зависит человеческая жизнь. Тут главное – стрессоустойчивость и алгоритм, по которому нужно действовать. Именно возможность спасти и вдохновляет Викторию. За столько лет она еще не перестала получать удовольствие от своей профессии, постоянно совершенствуясь.
Для подполковника Никитиной это не работа, а служба, на которую она поступила осознанно. Именно эта осознанность и помогает продвигаться по карьерной лестнице – нужно четко понимать, куда ты идешь и зачем. Это не работа с 9 до 6, тут несладко. Девушкам, которые приняли решение прийти на службу, Виктория рекомендует поставить перед собой четкую цель.
Самое непростое – сочетать жизнь личную и профессиональную, переключаясь с окончанием смены в 23:59.
-Если дома о работе спросили – расскажи, а если нет – не надо. Так же стоит созваниваться только по делу. Нужно разделять две эти сферы и все получится.
Под напряжением 6 тысяч вольт
Ольга Шаповал раньше считала, что женщины не должны разбираться в технике. Теперь она руководит монтерами на железной дороге. Если где-то прекращается электроснабжение – именно Ольга открывает схему и вычисляет причину. Ее сфера – это освещение станций, вокзалов, электрика вдоль железнодорожных линий, стрелки, сигнализация и даже простые светофоры. Все это завязано на электрификации. Среднее напряжение – 6 тысяч вольт. В десятки раз больше, чем в домашней розетке, но убить может быстрее и наверняка, если потерять бдительность.
Мы встречаемся в Локомотивном депо, куда попасть непросто – железная дорога – объект стратегический. Степень ответственности феноменальная – пассажирские и грузоперевозки зависят от внимательности сотрудников. Коллеги Ольги говорят, что она не просто справляется, но и быстро может найти причину аварии и разобраться в любой схеме. Сама Ольга не считает свою работу выдающейся – пожимает плечами.
Ольга из семьи железнодорожников, ее мама тоже занималась технической работой на ЖД. 24 года назад тогда еще выпускница ДИИТа пришла в Депо устраиваться на работу. Были косые взгляды и скептическое отношение – девушки раньше долго не задерживались, да и вообще работа считалась не особенно женской. Со временем она смогла преодолеть стереотипы. Несмотря на то, что по статистике женщин в руководящих должностях существенно меньше, чем мужчин – не больше трети, Ольга смогла стать заместителем начальника электромонтеров. Ей помогло желание разобраться в технических нюансах и профессионализм. Именно это, по ее мнению, основные секреты успеха для женщины.
Но в железнодорожном дело не каждая профессия так гендерно сбалансирована. Например, до сих пор ни одна женщина не работает машинистом локомотива. Хотя с 2018 года ограничений нет – претендентов не много.
Почему? Ольга видит основную причину в графике – дальние маршруты, работа сутками и иной раз непредвиденность расписания мешают семейной жизни. В профессии электромонтера тоже есть ограничения. Например, женщинам не положено лазить на столбы – это традиционно мужское дело.
-Пока я тут работаю, женщин к такому не привлекали. Это устоявшаяся вещь. Там нужна мужская сила, да и лазить на 30 метров – физически женщина не сможет. Девушки в бригаде в основном занимаются переключением на подстанциях.
Вилка, ложка и шуруповерт
-Я жду, что муж на восьмое марта подарит мне шуруповерт, – смеется Екатерина Николаенко. Она по образованию конструктор-дизайнер корпусной мебели, работала бригадиром и затем открыла бизнес вместе с мужем. Как-то раз Екатерина решила взять в руки столярные инструменты и поняла, что деревообработка – это целиком и полностью ее. Вдохновила на такой эксперимент любимая передача “Разрушители легенд”, которую она записывала на кассеты для видеомагнитофона.
Еще недавно практически любая работа с деревом для женщины была запрещена – от лесозаготовли и производства бумаги до изготовления деревянных вещей.
-Когда сверлишь дерево и оно пахнет – это непередаваемые ощущения! Еще мне нравится фрезеровка. Это не тяжело физически. Я все время в движении. А вот если полтора месяца сижу в офисе на стуле, начинается диагноз – плоскопопие.
Изначально мама, папа, сестры говорили ей: ты же девочка, зачем тебе это? Но когда увидели работы – были приятно удивлены. Теперь только поддерживают.
-Почему есть такое деление? Это постсоветский стереотип про “мужика” и “бабу”. У души нет пола. Женщина, мужчина – не важно. Мужчина и женщина же одинаково едят вилкой и ложкой. Для меня такие же инструменты – шуруповерт, саморезы, конфирматы.
У Екатерины с мужем двое детей и совместный бизнес. Им удалось заработать себе на жизнь, машину и дом. В обществе часто бывают стереотипы по поводу женщин на дорогих машинах, считается, что их обязательно кто-то подарил. Но благодаря своему кругу общения и постоянной занятости Екатерина с таким не сталкивается.
-Все мои близкие знают, каким потом и кровью это все зарабатывается, – резюмирует дизайнер.
Для женщин, которые хотят попробовать себя в таком не-девчачьем ремесла у Кати есть рецепт – не бояться и не обращать ни на кого внимания. И главное: получать удовольствие от того, что делаешь.
Гендерно нейтральный штурвал
Знаете эту поговорку: женщина на корабле – к беде? На самом деле, моряки так не говорят. По крайней мере, Юлии Сидоровой. Она работает во Флотилии с 2014 года. Сначала пришла на полставки секретаря, а потом – затянуло. По образованию Юлия – инженер-механик, двигатели машин где-то близко с двигателями кораблей. Как и многие в городе Юлия думала, что Флотилии уже нет. Когда-то туда ходили ее родители, муж сестры и другие знакомые, но это было давно и окутано романтикой.
Мы встречаемся на празднике Масленицы в новом здании Флотилии на жилмассиве Парус. Дети уже собираются жечь чучело и есть блины на заднем дворе. Играет музыка. Сотрудники и дети здороваются и ждут Юлию Андреевну – и.о. директора Флотили.
Юлия пять лет в этой сфере, но директор – совсем недавно. Всех очень удивило, что женщина стала руководителем Флотилии – не та сфера. Раньше Закон Украины запрещал женщинам ходить в море в составе палубной команды, быть матросами и боцманами. По данным Международной морской организации, женщин в морской сфере не больше 2%. Морячки задействованы на круизных лайнерах и паромах по мелочам.
Во Флотилии таких ограничений нет – в прошлом году группа детей ходила в море на военном флагмане “Гетьман Сагайдачный”. Его капитан – выпускник флотилии, капитан третьего ранга Алексей Корецкий. Для него и команды негативное отношение к женщинам на корабле – не более, чем махровая примета.
Нет проблем у девочек и во время учебы. Они наравне с мальчиками разбираются в строении двигателей и других приборов, вяжут морские узлы и проходят морскую практику. Обучают их настоящие моряки со стажем, задача которых – познакомить с морями, океанами и вдохновить на хождение под парусом. Сейчас во Флотилии учится около 600 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Младшие проходят курс юного моряка, старшие идут по программе рулевого-моториста.
-У нас в стране каждый год все меняется. В этом году нельзя – в следующем можно. Есть женщины в Вооруженных силах Украины ведь, почему нельзя тут? И как можно отбить охоту у ребенку заниматься чем-то только потому, что что-то там нельзя?
Нашла себя в морском деле Юлия Ткаченко – ученица 11 класса. Она пришла во Флотилию, чтоб перебороть страх воды. В итоге ей так понравилась эта сфера, что девочка твердо решила стать капитаном дальнего плавания.
В этом году планирует поступать в морскую академию в Херсон или Одессу. Родители и друзья сначала удивились, но поддержали. Больше всего Юлии нравится морская артиллерия, поэтому мечта о должности капитана идет с пометкой “военного корабля”.
-Я не обратила внимание – были ли в составе команды на фрегате “Гетьман Сагайдачный” женщины. Не знала, что женщинам нельзя было работать в этой сфере. Точно знаю, что есть женщины – капитаны и не одна. И я так буду.
Юлия говорит, что готова к сложностям и морскому быту потому, что уверена в своем выборе. Больше всего ее вдохновляет вид моря и далекие путешествия. Хотя со страхом воды справилась не до конца, она продолжает бороться. А женщины в традиционно мужских профессиях продолжают продолжают бороться со стереотипами. И побеждают.
Фото: Катя Старокольцева-Скрыпник, Роман Скрыпник