Тайны Старого моста: почему переправа в Днепре с деревянными опорами: фото

Днепровский блогер Артем Костюк поделился со своими читателями весьма интересными с точки зрения исторической ценности снимками, в них он показал и рассказал, почему у нынешнего Амурского моста присутствуют деревянные опоры.

Эту тему он затронул у себя в Facebook. Оказалось, что этим интересовался не только Артем — тема действительно интересная. Об этом мало кто рассказывал, многие и вовсе не обращали внимание.

Он говорит об остатках деревянных свай, которые торчат у опор Амурского моста в районе левобережного съезда (со второй по пятую опору), наверняка вы замечали:

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Еще с самого детства его интересовал этот момент и на вопросы ответ был утвердительным — это остатки деревянного моста. Кто-то говорил, что это был предшественник нынешнего Амурского, который сгорел во время войны, кто-то говорил, что это был временный мост, который функционировал в период восстановления основного. Версий было много, но во всех версиях фигурировал именно деревянный мост. Оказалось, это не совсем так.

К обсуждению темы подключилась доцент кафедры «Мосты и тоннели» ДИИТа Виктория Дриго и дала исчерпывающие ответы — она показала фрагменты своей книги, где описано назначение этих деревянных свай. Описание сопровождалось большим количеством иллюстраций. Вкратце: это были временные деревянные опоры, которые были смонтированы и использовались исключительно для строительных работ по реконструкции Амурского моста в начале 50-х годов.

Во время восстановления моста номер 1 параллельно капитальным опорам с низовой стороны были забиты 44 тысячи деревянных свай, на которых смонтировали металлические фермы существующего моста. Они были установлены в проектное положение способом поперечной надвижки с использованием ручных лебедок. А временные опоры были демонтированы до уровня воды, – написала Виктория Дриго.

Как это выглядело описано в книге Виктории Дриго:

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

В какой-то момент я усомнился в существовании деревянного моста, о котором многие твердили и в том числе такие известные историки как Максим Кавун. Тем более, что мне ни разу не попадались фотографии этого мифического моста. Кроме одной, которая у первоисточника подписана как Днепропетровск, ноябрь 1943 года:

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

На снимке нет никаких ориентиров, по которым можно точно определить, что это именно Днепропетровск. Более того, немецкие сайты при описании фотографий, снятых в Украине, очень часто путают локации. Я и до сих пор не уверен, что это у нас, впрочем это не важно, потому что деревянный мост действительно существовал и этому есть доказательства.

Читатель Сергей Чигвинцев показал фрагмент фильма Александра Довженко «Победа на правобережной Украине», где хорошо видно этот мост. Я сделал скриншоты — по сути это первые снимки с изображением деревянного Амурского моста (по крайне мере я раньше подобного не встречал):

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Сам Амурский мост был практически полностью разрушен (это видно на аэрофотоснимке 1943 года):

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Первостепенной задачей, учитывая, что Мерефо-Херсонский мост так же был разрушен, было восстановление железнодорожного движения. Временный деревянный мост был выстроен в кратчайшие сроки:

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Правобережный съезд. На заднем плане видна насыпь съезда и поликлинику слева, которая существует и сегодня:

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Находился деревянный мост в 20-30 метрах ниже по течению относительно основного Амурского моста:

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Это еще одно доказательство того, что остатки деревянных свай, которые мы видим сегодня у основных опор не имеют отношения к послевоенному деревянному мосту — он банально находился дальше и сегодня от него не осталось и следа.

Еще раз напомню (и покажу), что основной Амурский мост был разрушен не полностью, а только до района острова Водник (возле Зеленого острова):

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Уцелевшая часть так же использовалась как временная переправа. Сразу за этой уцелевшей частью и начинался деревянный мост. Он делал поворот влево, обходя руины. Его длина была примерно 1 тысячу метров.

Тут очень хорошо виден поворот:

Почему у Амурского моста деревянные опоры? Новости Днепра

Просуществовал временный деревянный мост примерно до 1951-1952 года, когда был восстановлен Мерефо-Херсонский железнодорожный. В эти годы начались работы по реконструкции Амурского моста, который был открыт в 1955 году.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Также читайте: Днепрянам показали город во время первых боевых действий во Второй Мировой: фото

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: