Аптечный бизнес в Украине считается одним из самых прибыльных. Это неудивительно, ведь лекарства – это тот товар, который люди будут приобретать всегда, вне зависимости от экономической ситуации. Бытует мнение, что эту сферу уже давно оккупировали огромные финансовые зубры с полукриминальными связями и новым игрокам там уже нет места. Впрочем, пять обычных студентов из Медицинской академии Днепра смогли сломать этот стереотип и построить фармакологический бизнес буквально с нуля – без богатых родителей, или инвесторов. О том, как одна аптека, открытая в полуразрушенном кафе Магдалиновки разрослась до успешной франшизы с 53 точками по всей стране рассказал сооснователь компании “Факультет-Фарм” Игорь Филипп в интервью MC-Today.
Начиналось все с того, что четверо студентов с второго, третьего и пятого курсов Медакадемии Днепра решили построить бизнес. Как рассказывает Игорь, им просто хотелось попробовать что-то новое. До того у юных медиков за плечами была активная общественная жизнь и много научных конференций. Поэтому в 2003 году ребята начали с того, чтобы получить лицензию. На сбор порядка 40 документов ушло более трех месяцев – старт бизнеса приходилось совмещать с учебой. Однако и тут оказалось не все так просто – Лицензионная служба просто не хотела выдавать разрешение. С бизнесменами начали связываться посредники, которые предлагали помощь, “всего” за тысячу евро. Понятно, что для студентов это была космическая сумма и потому ребята отправились в Киев – за помощью к Министру здравоохранения.
Это был наш последний шанс. В Кабмине нас отправили к главе Гослекслужбы. Он ответил: “Приезжайте через две недели. Проверим документы и, если все хорошо, выдадим лицензию”. Мы приехали и получили», – вспоминает Игорь.
Но это было лишь начало, так как нужен был стартовый капитал. Зарабатывать его отправились студенты – кто куда смог. Игорь купил ксерокс и зарабатывал на распространении методичек, его партнер работал грузчиком в фармакологической компании, где сотрудникам давали большую скидку на товар. Пользуясь этим, ребята торговали презервативами и средствами гигиены, раздавая прайсы прямо аудиториях Медакадемии. Так удалось заработать первые 10 тысяч гривен. За 250 гривен арендовали полуразрушенное кафе “Теремок” в Магдалиновке. Там сделали ремонт и запустили торговлю. Товары покупали в той сети, где один из основателей работал грузчиком – там даже дали отсрочку на 21 день по оплате.
Бизнес оказался успешным – на второй месяц аптека начала приносить прибыль. С первых заработанных денег открыли вторую аптеку, уже в Голубовке. Когда Игорь выпускался из Медакадемии, бизнес насчитывал 10-12 точек. Тогда же их постигла и первая неудача. “Факультет-Фарм” решил зайти в Днепр, выкупив десяток аптек разорившейся после кризиса компании. На дворе был 2008 год. И вот тут бизнесмены столкнулись с теми самыми зубрами фармацевтики – «Медсервис», «Медакадемия», «Первая социальная аптека». Их бренд был узнаваем и зайти на рынок было сложно – люди даже не запоминали спонтанное придуманное основателями название “Факультет-Фарм”.
Они были узнаваемыми, со своими маркетинговыми стратегиями. А мы даже не понимали, что такое бизнес-процессы. На наших вывесках большими буквами было написано “Аптека” и маленькими – “Факультет”, – объясняет Игорь.
В итоге пять аптек закрылось, остальные продолжали работать, так как размещались в помещении супермаркетов “АТБ”. В результате такого опыта, пришли к тому, что нужно делать ребрендинг.
Мы сами останавливали людей на выходе из аптек, спрашивали об обслуживании и о том, знают ли они название аптеки. Оказалось, его помнил только один человек из десяти. Остальные говорили “аптека напротив реки”, “аптека в бывшем рыбном”, – вспоминает сооснователь сети аптек.
Помимо того, ребята ездили на бизнес-тренинги, пошли учится в профильную школу в Киево-Могилянской академии. Начавшийся ребрендиг продолжается и по сегодняшний день – обновление одной аптеки обходится в 10-15 тысяч долларов США. Так появилась сеть “Малина” – это название ассоциируется у людей с домашним вареньем. Также начали продавать франшизы. Так работают аптеки в Шостке, Кропивницком, Киеве и Николаеве.
Ныне бизнес не требует постоянного контроля. Стратегические решения принимаются на совещаниях раз в три месяца. Это позволило Игорю запустить новый стартап AssayMe в США. Идея состоит в том, чтобы определить результаты анализов при помощи тест полоски и результат получить сразу на свой смартфон. Тут Филипп и его партнер Николай Плотников столкнулись с языковой проблемой – ничего не смогли объяснить на собеседованиях с американскими партнерами. Впрочем, ныне ситуация более позитивна – приложение начали скачивать и около 100 клиентов уже пользуются его услугами. В дальнейшем партнеры хотят выйти на американский, китайский и европейский рынки.