Урбанизм — наука, посвященная развитию городских систем, их взаимодействию между собой и жителями города. В Днепре урбанистику популяризует паблик «Urban Dnipro» , его автор и создатель – Руслан Ширинов. Он – бывший студент ДНУ им. Олеся Гончара по специальности философия, а урбанистика – хобби, которое переросло в нечто большее.
– Как возникла идея создать страницу «Urban Dnipro»?
– Начнем с того, что в Днепре практически не было урбанистического движения, а также не было людей, которые об этом писали. К примеру, в Киеве был паблик «Хмарочос», который рассказывал о городской урбанистике, а также об Украине. Подобный проект был и во Львове. Мне было жаль, что в Днепре этого нет. Я решил создать подобную площадку. Я ни на что не надеялся, просто подумал, что буду писать посты, а там – как получится.
– Сам ли ты начинал это движение в Днепре? Или у тебя была команда единомышленников?
– Начал сам и продолжаю тоже. Сам себе лидер, урбанист, интроверт.
– Какие цели ты ставишь перед «Urban Dnipro»?
– Я бы хотел, чтобы «Urban Dnipro» собрал людей, которые меняли бы этот город. Очень важно, чтобы была налажена коммуникация с городской властью. Чтобы мы не были, как говорят Филатов и Лысенко, «городскими сумасшедшими». Но хочется, чтобы мы были конструктивными со своей стороны, а городская власть нам доверяла. Пока до этого очень далеко, но это то, чего хочется достигнуть.
Важно еще выстроить связь снизу: это создание воркшопов, школ выходных дней. Есть амбициозная и большая цель – создать учебное заведение с уровнем аккредитации для обучения урбанистов в нашем городе.
– Помимо страницы в социальной сети, создавал ли ты общественную организацию «Urban Dnipro»?
– Нет, сейчас это только страница. Нет ни общественного объединения, ни журналистской лицензии.
– Днепр наполнен разноплановой архитектурой. Помогает ли это развитию городской урбанистики?
– Городу это однозначно помогает, потому что идентичность Днепра как раз таки формируется благодаря современной архитектуре и этому миксу с остатками старого Екатеринослава, советского ядра и архитектуры независимости. Днепру на самом деле повезло, что в конце прошлого века-в начале этого нас обошла волна массовой застройки. И те люди, которые могли осваивать территории для комплексов, были со вкусом и деньгами. Поэтому Днепр какое-то время был, без преувеличения, флагманом современной архитектуры Украины. Сейчас мы уступаем Львову, но остаемся лидерами – на мой взгляд.
– Как вышло, что ты по образованию философ, но занимаешься вопросами, связанными с архитектурой?
– Я с 12 лет начал увлекаться архитектурой без конкретного направления: старая, современная. И в то время наткнулся на самый крупный в мире архитектурный сайт, который имел свою ветку в Днепре. Там, как положено, был форум, участие в котором принимали уже взрослые люди. И вот я, попав туда в 13 лет, к этим «мужикам», начал впитывать все то, что они пишут. В течение десяти лет я впитал это все и полюбил архитектуру.
На этом форуме был Юрий Лозовенко, который достаточно известен в Днепре как бывший советник городского головы Филатова. Он без преувеличения один из лучших урбанистов в Украине. Я постоянно читал его посты, сначала я не воспринимал то, что он пишет. Что такое вообще урбанизм, какая это ерунда? Какие еще велодорожки? Городу нужно больше дорог и больше полос для машин. Так считал я. Но он очень убедительно писал. И благодаря этому постепенно в течение 1-2 лет я изменил свое мнение и начал читать Варламова. Это продолжалось четыре года, до того момента, как я создал «Urban Dnipro».
Справка. Илья Варламов — российский общественный деятель, журналист, предприниматель и видеоблогер. Создатель авторского СМИ на базе блог-платформы Живой Журнал. Основатель рекламно-девелоперского агентства iCube и сооснователь фонда «Городские проекты». Известен своими фоторепортажами с акций политической оппозиции в России, Украине и в мире, а также материалами о городской среде в российских городах. Большинство материалов в своих блогах посвящает теме урбанистики.
– Были ли те, кто хотел присоединиться к твоему проекту?
– Да, были ребята, но у нас не пошло. Просто я не могу использовать бесплатный труд. Я в дальнейшем планирую нанимать людей, чтобы их работа была оплачиваемая. Потому что требовать результат за бесплатный труд бессмысленно.
Много запланированных постов на «Urban Dnipro» ждут своего времени. Много материалов, которые стратегически лучше опубликовать через полгода, может, даже через год.
– К «Urban Dnipro» привлечено внимание множества днепровских СМИ. Нормально ли выстроена с ними взаимосвязь?
– По началу, когда осенью 2018 года я только начал публиковать посты, стал замечать, что большинство днепровских СМИ брали материал, не указывая источник. Они попросту его воровали. Я из-за этого очень злился и писал им. После этого ситуация улучшилась, начали прислушиваться. Я понимаю, что на уровне местной журналистики мало профессионалов, потому пусть учатся.
– Есть ли те, с кем ты советуешься относительно публикаций «Urban Dnipro»?
– По постам советов никаких нет. Но это планируется. Уже этой осенью я собираюсь запустить сайт. На нем будет авторские колонки. Там люди будут писать о проблемах города. Это будут дизайнеры, архитекторы. Уже этим коллективом мы будем советоваться.
– Любой сайт стоит денег. Откуда у тебя финансы на его создание?
– Я откладывал. На самом деле, создание сайта – это не такие большие деньги. Он будет существовать за мой счет. Куплю хостинг и домен на год, а там уже будем смотреть.
– С кем из днепровских дизайнеров и архитекторов ты сотрудничаешь? Часто ли благодаря им получаешь какие-то инсайды?
– Да, я сотрудничаю с ребятами из «Dnipro.Design». Инсайдов очень много. И иногда откровенно жаль, что я не могу об этом написать в 9 из 10 случаев. Конечно, бывают случаи, когда мне пишут ребята – вот такой инсайд и можешь его опубликовать. Меня допустили в узкий круг, в котором я узнаю много интересного, но ничего об этом написать не могу.
– Ты сказал об узком круге. Кто в него входит?
– Это Макс Голдин, Сергей Белопольский, Игорь Крыжановский. Эти ребята создатели «Dnipro.Design». Также мой узкий круг – это множество архитекторов, которые работают в местных бюро. Я назову одного из таких – это Давид Карибян. Мы с ним вместе занимаемся реализацией проекта Парклет. Уже скоро мы его поставим. Сам парклет уже готов и стоит, ждет своего часа. Сейчас мы ожидаем решения от городского совета Днепра для его установки.
– Как появилась идея создания парклета?
– Я был участником современного фестиваля “Конструкция”. На этом фестивале проходят вокршопы. Осенью 2018 года они создали образовательный интенсив, который был направлен на урбанистику. На одном из воркшопов на этом интенсиве у участников была задача представить проект. Я предложил прототип парклета, такого, как мы его сделали. Но об этом, откровенно говоря, забыл. Потом через неделю нужна была презентация этих проектов, для того, чтобы люди выбрали необходимые для города среди всех.
Ко мне присоединились две девушки и Давид, о котором ранее говорил, а также участница интенсива из Ивано-Франковска. Уже в декабре этой командой мы защитили наш парклет и получили финансирование от организации “Культура Медиальна”.
На три проекта победителей выделялся бюджет 3 тысячи долларов.
После этого, до апреля 2019 года, проходила работа уже над реализацией нашего проекта. Давид по образованию архитектор, в нашей команде он сделал 95% от всей работы.
По плану установить парклет мы должны уже в сентябре и простоит он до октября 2019 года. После мы его разберем и уже весной 2020 года получив заранее разрешение мы установим его на новом месте. Материал парклета – это дерево, озеленения и растения. Он должен появиться на улице Сечевых Стрельцов.
Парклет – это небольшая зона отдыха в крупных городах, в частности деловых районах, являющаяся продолжением тротуара. В основном парклеты устанавливаются на автомобильных парковках в один уровень с тротуаром, и занимают несколько парковочных мест.
Парклеты представляют собой место, где можно посидеть, перевести дух, наблюдая при этом за улицей. Он может содержать натуральную или искусственную растительность, либо другие объекты благоустройства.
Считается, что первый парклет был создан в Сан-Франциско (США). Первоначально, идея парклетов была предложена итало-бразильским дизайнером, проживающем в Лондоне, Сьюзи Болоньезе из Sb Design Studio и реализована в Сан-Франциско в 2010 году.
– Сейчас Днепр можно смело назвать городом-стройкой или же городом реконструкций. Есть ли у тебя налаженная связь с властями города?
– С городской властью нет никакого фидбека. Я не уверен, что они вообще читают «Urban Dnipro». Но есть коммуникация с общественными организациями, в них люди идут на контакт. Вообще это больная тема – коммуникация общественников с городской властью.
Я в свое время помогал в управлении охраны памятников и культурного наследия в Днепровском городском совете под руководством Надежды Лиштвы. Я занимался инвентаризацией и фотофиксацией элементов памятников архитектуры. Так что смело можно сказать, что это все мое сотрудничество с городской властью.
– Благодаря чему ты можешь откладывать деньги на проекты «Urban Dnipro»?
– У меня нет постоянного места работы. Бывает, месяц работаю, месяц – сижу дома. Но главное, что доход все же есть. Разумеется, я бы хотел, чтобы то, чем я занимаюсь, приносило мне хороший заработок в будущем. Именно поэтому я прикладываю все силы для этого.
– Какое твое отношение как урбаниста к реконструкции центрального моста через реку Днепр?
– Я не могу комментировать реконструкцию с точки зрения инженера. Это касаемо балок переправы. Но я могу сказать, что благодаря Юрию Лозовенко на мосту расширят велопешеходную часть с 90 см до 190 см. В Украине на мостовых переходах больше нигде такого нет. Это важный аспект безопасности, потому что каждый велосипедист теперь спокойно сможет переехать Новый мост.
– Как ты считаешь, сколько нужно городу для того, чтобы обустроить велоинфраструктуру?
– Откровенно говоря, сейчас практически не уделяется внимание такой инфраструктуре. Совсем другое дело – примеры Львова и Ивано-Франковска, где в течение десяти лет обустроили велодорожки, велокоридоры. Самое главное – это обеспечить людям на нескольких магистральных улицах многополосное безопасное движение. В Днепре это семь магистралей: Слобожанский проспект, Донецкое шоссе, вся набережная, проспект Богдана Хмельницкого, проспект Поля и Запорожское шоссе с проспектом Гагарина. Если там выделят велодорожки, или хотя бы велополосы, увеличится количество пользующихся велосипедами в городе.
Велодорожку на улице Курчатова, по моей информации, влепили в самый последний момент в рабочий план реконструкции. Первоначально проект выглядел также, но без велодорожек на протяжении улицы. Я со своей стороны на такую “качественную” дорожку отреагировал, сделав несколько публикаций в «Urban Dnipro». Как отметили, спустя месяц департамент инфраструктуры городского совета заказал корректировку проекта и среди прочего, там была корректировка организации дорожного движения велосипедистов по улице.
Сейчас люди не сильно активно требуют того, чтобы в городе было что-то новое и качественное. Им условное “новое” – хватает. Моя задача как урбаниста – обратить на это внимание и создавать запрос на “новое” и “качественное”.