В воскресенье, 8 октября, Украина будет отмечать День художника. Мы решили узнать у директора Музея украинской живописи Сергея Бурбело о том, чем живет самый молодой музей города, что такое “днепровская школа” в искусстве и зачем, собственно, расширять культурное пространство.
– Сергей, в этом году Музею исполняется 4 года. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
– Идея создания музея принадлежит его основателю Олегу Наумову. И в основу экспозиции легли полотна из личной коллекции Олега Геннадиевича. Изначально главной идеей создания музея было привлечение внимания к днепровским художникам. Кто-то из них родился в нашем городе, кто-то всю жизнь творил здесь. Но, как ни странно, до сих пор в Днепре не было музея, который делает акцент именно на творчестве местных художников. И мы просто заполнили эту нишу. В процессе подготовки к открытию пришли к выводу, что одного только нового культурного пространства мало. Нужно еще продумать путь, по которому случайный посетитель музея станет ценителем искусства.
– И тогда вы решили,что искусство может первым начать диалог?
-Верно. Уже в первые дни работы музея на первом этаже появилась “Комната одной картины” – посетитель мог закрыть дверь,присесть поудобнее, и…картина сама начинала рассказ о себе. Конечно, это была специально созданная аудиозапись о полотне. Но сама возможность оставить человека один-на-один с искусством до сих пор один из наших главных приоритетов.
– Сейчас музей – это целое пространство, в котором есть даже свой маленький переулок. У вас изначально была идея создать нечто подобное или все формировалось спонтанно?
– Нынешняя концепция музея – это, скорее, результат сочетания четкого планирования и спонтанности. Например, территория Музейного переулка когда-то была просто завалена мусором. А в процессе уборки нам пришла идея не просто очистить это пространство, но и как-то его обустроить. В итоге в Днепре появилась еще одна достопримечательность. Что касается самого здания музея, то его жизнь началась с первого этажа. Там и сейчас находится основная часть нашей экспозиции – полотна днепровских художников.
– Как пришла идея создать эмальерную и графическую мастерские?
– Мы снова исходили из того, что в Днепре просто нет подобных пространств. А художественная эмаль, как и гравюра – это огромные направления в искусстве, грустно, когда в городе-миллионнике не найти ничего подобного. Наш музей – это частная инициатива, поэтому мы решили, что имеем полное право формировать собственное пространство. Теперь у нас есть не только мастерская,но и целый эмальерный переулок… А со всей Украины сьезжаются мастера эмали для обмена опытом и даже “эмальерных пленеров”.
– Кстати, о вопросах финансирования. Почти 3 года посещение музея было бесплатным. Почему все же вы решили отказаться от этой практики?
– Действительно, изначально мы хотели создать пространство, которое популяризирует искусство. Например, человек вышел погулять, проходил мимо, зашел к нам, даже не думая, взял ли с собой кошелек. Но в процессе работы поняли, что, как и любой бизнес-проект, музей должен не просто окупаться, но и приносить прибыль. Поэтому в данный момент бесплатно посещение только экспозиции на первом этаже, где представлены работы днепровских художников.
– Сергей, говорят,коллекция японской гравюры в вашем музее – самая большая в Украине?
– И не просто самая большая, но еще и первая по уникальности. Принадлежит она Олегу Наумову, который, как истинный коллекционер, старается ее максимально пополнять. Кстати, сейчас часть этой коллекции экспонируется в Харьковском художественном музее.
– Вы участвуете во всеукраинском музейном обмене?
– Конечно! Сегодня, 6 октября, у нас откроется выставка полотен Альбрехта Дюрера, которая приехала к нам именно из Харьковского художественного музея.
– Сергей, а почему кафе,которое находится на территории музея, называется «Ван Гог»?
– Хороший вопрос. Особенно, если учесть, что это название непосредственно связано с… японскими гравюрами.
– Каким образом?
– Большинство художников-импрессионистов были фанатами Японии и японского искусства. Почти каждый из них считал своим долгом собрать коллекцию японских гравюр. У учредителя нашего музея подобная страсть –живопись и японская графика.
– Сергей, как вам, как художнику, удается сочетать менеджерские функции в музее и собственное творчество?
– На самом деле, мне просто очень повезло с коллективом. Ведь даже формирование нашей команды – это наполовину везение. Как только возникала потребность в новом сотруднике, мы даже не тратили особо времени на поиски. Почти всегда человек приходил к нам сам и оставался.
– Что нового планируете в ближайшем будущем?
-Хотим расширить скульптурную экспозицию музея. Как всегда,в приоритете будут работы скульпторов из Днепра.