88 лет назад, 21 декабря 1932 года, был открыт один из самых узнаваемых архитектурных и инженерных объектов Днепра. Об этом сообщается на странице фейсбук «Музей історії Дніпра».
108 лет назад, в далеком 1912 году Министерство путей сообщения утвердило проект железной дороги, которая в Екатеринославе получила сокращенное название «Мерефо-Херсонская». Через 2 года, 1 июля 1914 года окончательно решили вопрос со строительством моста через реку Днепр.
Проект разработал академик Григорий Петрович Передерий. По его замыслу, мост должен был быть металлическим, верхний ярус был для поездов, а нижний – для транспорта и пешеходов (на Амурском мосту – наоборот). С 1912 года до 1914 года установили 22 опоры, но вскоре грянула Первая мировая война и строительство остановили. После войны была революция и строительство моста снова отложили. Несмотря на то, что к 1916 г. установили все опоры моста, изготовить и установить пролетные сооружения так и не успели.
В 1929 году строительство моста восстановили. Новым автором проекта стал Николай Колоколов. Он предложил использовать старые опоры (с их надстройкой) и построить еще 15 новых. Но, в отличие от дореволюционного проекта, пролеты моста, за исключением двух средних, должны были быть не металлическими, а из железобетонных конструкций в виде 31 арки. Мировая практика тогда еще не знала примеров сооружения таких грандиозных мостов из монолитного железобетона.
Работы по строительству и испытанию моста продолжались всего год и четыре месяца. Для изготовления деревянных деталей, необходимых при строительстве, создали специальный деревообрабатывающий завод, а для транспортировки бетона построили подвесную канатную дорогу и легкие кабель-краны, которые подавали бетон непосредственно к опалубкам, формировавшим арочные пролеты .
24 октября 1932 в 15:30 положили последний кубометр бетона. Уникальный на то время мост через Днепр торжественно открыли 21 декабря 1932 года.
Дальнейшая история грандиозного сооружения была также далеко не простой. В августе 1941 года, после отступления Красной армии, его взорвали. Оккупировав город, нацисты быстро отстроили мост и назвали его в честь генерал-полковника фон Клейста, который лично присутствовал при его открытии. Осенью 1943 года во время боев за Днепропетровск мост снова разрушили.
Проект его восстановления разработал коллектив института «Днепрогипротранс» под руководством Евгения Тетерева. Стоимость была около 50 млн. рублей. Все работы подошли к концу в 1951 году.
Интересно, что после Второй мировой войны мост восстановили со значительными изменениями. На этот раз очертания сооружения только улучшились: убрали два металлических пролета, что в целом сделало силуэт более гармоничным и легким. Таким образом вид моста максимально приблизили к авторскому замыслу. Ведь сам главный архитектор Николай Колоколов еще в 1932 году признавал наличие двух металлических пролетов в огромном железобетонном мосту вынужденной мерой, которая делала мост не слишком эстетичным внешне.
Мерефо-Херсонский мост, соединяющий в себе художественную выразительность и уникальные технические характеристики, стал визуально и исторически значимым символом и достопримечательностью «столицы Приднепровья». Главное преимуществом этого сооружения – иллюзия протянутого над Днепром невесомого кружева, которое железобетонный гигант оставляет за собой. Плетение моста, его арочные железобетонные пролеты «легкой и смелой конструкции», отражающиеся в воде, завершили великолепную днепровскую панораму и сделали мост одним из наиболее узнаваемых символов нашего города. Это памятник инженерной архитектуры национального значения.