На ближайшей сессии Днепровского городского совета, которая должна состояться 15 февраля, депутаты собираются принять новую комплексную программу социальной защиты на 2017—2021 годы. Тем самым ликвидируется прошлая программа социальной защиты, рассчитанная на 2017—2022 годы. Мы решили разобраться, чем новая программа отличается от старой и выявить «подводные камни».
Уже первые страницы программы удивляют. По сумме, которую собираются потратить на выполнение всех мероприятий, новая программа почти в 4 раза меньше, чем старая. Если на старую программу собирались потратить 1 млрд. 674 млн. 411,72 тыс. грн., то в новой уже значится цифра 454 млн. 9,95 тыс. грн.
Значительное уменьшение затрат на социальные нужды населения ожидается уже в 2017 году. Если изначально собирались потратить 240 млн. 232 тыс. грн., новая сумма составляет 97 млн. 196 тыс. С одной стороны, часть выплат увеличится, о чем в пояснительной записке к программе браво отрапортовали чиновники. Так, на финансовую поддержку ветеранских организаций города в 2017 году собираются потратить 1 млн. 287 тыс. грн. вместо 694,2 тыс. грн., которые ранее планировались. Правда, стоит отметить, что эта статья расходов вызывала частые нарекания даже в стенах горсовета, потому как чаще всего сами ветераны от финансовой поддержки ветеранских организаций ничего не получали. Тем более что по новой программе материальные выплаты членам ветеранских организаций не увеличатся ни на копейку.
Позитивные перемены коснутся инвалидов-афганцев и участников боевых действий в Афганистане: материальные выплаты увеличатся с 412 тыс. до 600 тыс. грн. (на 2017 год). Членам семей погибших в Афганистане — родителям и вдовцам (вдовам) выдадут доплату к пенсии (но не более 50% от пенсии). На это потратят 850 тыс. грн. в 2017 году — вместо 632,8 тыс. по старой программе.
Увеличатся и выплаты инвалидам на оплату коммунальных услуг — с 9 млн. 129 тыс. до 11,6 млн. (на 2017 год). Появятся в программе и два новых пункта: оздоровление и отдых ветеранов труда (2 млн.), покупка протезно-ортопедических изделий на 500 тыс. грн. На этом плюсы программы заканчиваются. Теперь поговорим о минусах.
Во-первых, выплаты лицам, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной, членам их семей сократятся в 3 раза — с 330 тыс. до 100 тыс. грн. уже в 2017 году.
Во-вторых, в отношении тех же афганцев будет действовать политика «одной рукой даем — другой забираем». Так, инвалидам войны, участникам боевых действий в Афганистане на оказание льгот по оплате коммунальных услуг закладывается более чем в 2 раза меньше денег — 3 млн. грн. вместо 7 млн. 167 тыс. на 2017 год. Кроме того, из новой программы исчез пункт об организации лечения инвалидов-афганцев: еще минус 1,2 млн. грн. (и это только на 2017 год, всего же по данному пункту с программы снимают 8 млн. 841 тыс. грн). Также семьям бойцов, погибших в Афганистане, выплатят чуть меньшую одноразовую материальную помощь на лечение и покупку лекарств — на это потратят 1 млн. 358 тыс. грн. в 2017 году вместо 1 млн. 391 тыс., которые планировались.
В-третьих, вводя пункт об оздоровлении ветеранов труда на 2 млн. грн., чиновники собираются снять 3,8 млн. грн. с организации отдыха граждан на базе детских и оздоровительных предприятий города.
Еще один новый пункт программы касается адресной компенсации разницы в тарифах за отопление абонентов КП «Теплотранс». Но проблема в том, что даже чиновники департамента экономики, финансов и городского бюджета городского совета признают, что действенного механизма компенсации разницы в тарифах теплокомпаний попросту нет. Единственный проект решения «Об адресной компенсации из городского бюджета разницы в тарифах за централизованное отопление абонентов городских коммунальных предприятий», опубликованный на сайте горсовета, вводит настолько бюрократизированную и длительную процедуру получения компенсаций, что вряд ли кто-то из абонентов «Теплотранса» захотят ею воспользоваться.
Кроме того, чиновники департамента социальной защиты почему-то умолчали в пояснительной записке к новой программе о том, что из нее были попросту удалены несколько пунктов по сравнению со старой редакцией. Так, в ней больше нет пункта о поддержке работы Университета третьего возраста для пенсионеров города, который действовал на базе Днепропетровского университета им. Альфреда Нобеля. Напомним, что в Университете третьего возраста пожилые люди могли пройти курсы компьютерной грамоты, обучаться рукоделию, основам экономики и психологии. И похоже, распиаренный мэрией проект в этом году поддерживаться уже не будет.
Исчезли и пункты о медицинском обслуживании социально незащищенных слоев населения. Так, в новой программе отсутствуют упоминания об усовершенствовании системы учета и обновлении реестров ветеранов войны, об обеспечении лечения и оздоровления инвалидов войны в лечебных заведениях города, об обеспечении ветеранов войны профилактическими осмотрами.
Также чиновники забыли упомянуть, что в новой программе отсутствует пункт об обеспечении ветеранов войны бесплатными лекарствами, а на это было заложено 1,2 млн. грн. (200 тыс. грн. на 2017 год).
Хочется отметить, что подобных уменьшений затрат можно было избежать. Например, сократить число чиновников в аппарате горсовета, количество коммунальных предприятий-«прокладок» между бюджетом и фирмами-подрядчиками, отменить неэффективные программы вроде “Программы развития речного транспорта”.