Ольга Килевая – член совета предпринимателей при Днепропетровской облгосадминистрации. Она же основатель и соучредитель ООО «НПК Гойда», одного из крупнейших в Украине предприятий по производству детских площадок, спортивных полей, тренажерных площадок и элементов благоустройства. Последнее время название компании часто упоминалось в СМИ. Предприятие называют монополистом по закупкам детских площадок для Днепра. Ольга Килевая устала читать упоминания о себе в третьем лице и пригласила нашего журналиста на откровенный разговор. Честно и без прикрас она рассказала о бизнесе, семье, провела экскурсию по предприятию.
– Ольга Александровна, сколько лет вы уже в бизнесе?
– Наше предприятие работает с 2000 года. Я начинала как менеджер по продаже мебели и дизайнер. Заняться детскими площадками меня вдохновил ребенок. Мы были в гостях у родственников мужа в Ярославле, когда дочке понравился игровой комплекс. Я вернулась домой с идеей продавать детское игровое оборудование. Предложила директору запустить новое направление. Он как раз строил завод по производству мебели, купил новейшее оборудование по гибке металла. «У меня есть станок, который может делать такие детали, – сказал он, посмотрев на картинки с площадками. – Давай ты этим займешься, а я буду трубы гнуть». Так и отпустил меня в свободное плавание.
Сначала мы с мужем открыли свое ЧП, через несколько месяцев – ООО. Было трудно. Офис находился в полуподвальном помещении. Снимали 90 квадратов производственных площадей. Площадки сразу не пошли, поначалу продолжала работать как продавец и дизайнер мебели.
– По образованию вы дизайнер?
– По профессии я социолог, как и мой муж. Мы познакомились в университете. У меня была педагогическая практика на 5-м курсе. Муж учился на третьем, и я читала ему лекции по конфликтологии. С тех пор дополняем и поддерживаем друг друга – и дома, и на работе.
– А как попали в мебельную компанию?
– В 90-е студентам надо было что-то кушать. Я пошла на фирму, которая продавала мебель. Мы бегали по офисам и продавали: кому – стул, кому – стол. В первый же день я продала офисный стул за 100 долларов. Ставка была – 4 процента с продажи. Как сейчас помню, мне заплатили 4 доллара. Два доллара я обменяла – купила продукты. А еще два доллара положила в заначку. Они лежат у меня до сих пор. В конце недели я сделала продаж уже на 1000 долларов, а через месяц – на сумму больше 8 тысяч долларов.
– Как вы продали первые площадки?
– Приходилось доносить до людей, что площадки вообще можно продавать. Когда я первый раз попала на прием к Куличенко, показала ему каталоги, он спросил: «Неужели это может быть товаром?». В России площадки уже делали, в Украине – нет. Я ездила на семинары с директорами парков, объезжала мэрии, общалась с депутатами и рассказывала им, как в России их коллеги пиарятся на детском игровом оборудовании. Первую продажу я сделала только в 2002 году.
– И где находится эта площадка?
– Первую площадку заказал тогдашний замгубернатора Владимир Залунин. Тогда облгосадминистрация переводила десантные войска из-под Молдовы в Гвардейское. Они построили жилой дом для офицерского состава. Во дворе мы поставили детскую площадку. Мы монтировали ее всю ночь, чтобы успеть к торжественному открытию с участием президента. На проект нам выделили всего 9,5 тысяч гривен. Денег хватило только на материалы. Все остальное сделали бесплатно. Хотелось продвинуть товар, показать людям что-то новое.
После площадки стали заказывать кандидаты в депутаты горсовета. Особенно много заказов было каждый год в преддверии Дня защиты детей. Появилась программа мэра «Мой двор – мой подъезд». Я снимаю шляпу перед Иваном Ивановичем (Куличенко – прим.авт.), ведь раньше в бюджете не было даже такой строки расходов, как «детское игровое оборудование».
– Сейчас у вас нет проблем с заказами?
– Последнее время меня начали называть монополистом по площадкам в городе. Возможно, так и есть. Но мы же никому не переходим дорогу, не перекрываем кислород. Начинайте и работайте. В Украине сейчас только два крупных производителя детских площадок. Это мы («ТМ Гойда») и Киевская («Интер-атлетика»). Мы продаем продукцию не только в Днепре. Вначале мы вышли на рынки России и Казахстана. Потом стали продавать в Польшу, Латвию, Литву, Словению, Чехию. Работаем с Испанией и Марокко.
Вся наша продукция соответствует требованиям европейского сертификата безопасности TÜV. Площадки сконструированы таким образом, чтобы ребенок легко мог залезть и вылезти из комплекса, чтобы не было отверстий, где может застрять детский пальчик. Также на наших площадках нет V-образных соединений, потому что, к примеру, в них может застрять бубон шарфа ребенка, что приводит к трагическим последствиям. Не все наши конкуренты задумываются об этих «мелочах».
– Политическая ситуация повлияла на вашу работу с зарубежными партнерами?
– С Россией уже не работаем. Как только началась война, государственные брокеры отказались растамаживать машины из Украины. Россия брала очень много товара. Только в Москву от нас фура уезжала раз в неделю.
– Но вы смогли переформатировать рынки сбыта…
– Со временем. 2014 год был тяжелым. Раньше мы поставляли продукцию также в Крым и Луганск. Пути туда оказались перекрыты. Также мы не смогли продавать продукцию в Казахстан, так как путь туда идет через Россию. А в объезд отвозить продукцию очень дорого.
– Вы также обустраиваете футбольные поля. Почему решили заняться этим направлением?
-Старшая дочь нас вдохновила нас на изготовление детских площадок, а младший сын – на обустройство футбольных, баскетбольных полей. Побывав на Донбасс-арене на матчах Евро-2012, он заявил, что хочет стать футболистом. С тех пор я часто езжу с ним на соревнования. Всегда смотрю, где какие поля, ограждения. Узнав, что есть спрос на спортивные покрытия, на очередной Кельнской выставке определились с поставщиком и стали заниматься новым направлением. Могу сказать, что наши поля – ничуть не хуже европейских аналогов.
– Почему решили назвать компанию «Гойда»?
– Нужно было придумать название торговой марки. Я укладывала сына спать, читала ему стишок: «Гойда-да! Гойда-да! Добра в коника хода». В голове у меня родились другие стихи: «Гойда-да! Гойда-да! На майданчиках гра, Гойдаються дітки як яскраві квітки». Он стал нашим слоганом.
– Дети вдохновляли вас на всех этапах. Дочка тоже играла на ваших площадках?
– Да, все горки тестировали на наших детях.
– Есть ли гарантия на вашу продукцию?
– По законодательству мы имеем право поставить год гарантии. Но это решается в индивидуальном порядке. Если поставляем площадки коммунальным предприятиям, гарантия от 3 до 5 лет. Краска по металлу может продержаться и 15 лет. Но от вандализма никто не застрахован. Влияют и погодные условия. Если ставишь площадку на море, ветра и соли быстро ее разрушают.
Были и курьезные случаи. Клиент взял у нас площадку. Через полгода пришел ругаться: «я ваш комплекс видел во дворе муниципального здания – там все в порядке, а мне во двор вы ерунду поставили». Приехали смотреть: потрескалась краска, деформировалась резиновая плитка. Мы не могли понять, что происходит. Как вдруг бабушка выдает: «да что же это делается? Мы же так хорошо за площадкой ухаживаем, я ее каждое утро мою с Karcher!» (моющее средство – прим. авт.) Оказалось, клиенты смыли весь защитный слой. С тех пор мы добавили в инструкцию на площадки фразу «Не мойте площадку с Керхером».
– Сколько ваших площадок сегодня стоит в Днепре? Где самые крупные?
– Больше пятисот. Наиболее крупные – площадка возле «Биллы» на Красном Камне, в новом ЖК «Панорама», комплекс на Малиновского. Последний находится на балансе уже несуществующего предприятия. Поэтому на ремонт площадки деньги не выделяются. Один раз мы ее реконструировали за свой счет, потому как там висит наша реклама и потому, что это знаковая для нашего предприятия площадка.
– Вы состоите в совете предпринимателей при ОГА. Помогает ли это вам в бизнесе?
– Стараюсь вносить полезные предложения. Одно из таких – возможность для предпринимателей за счет ОГА принимать участие в выставках продукции для региональных производителей. Мы уже 8 лет участвуем на международной выставке в Кельне, и это нам очень помогает в работе.
– Сколько человек работает в вашей компании?
– Если учитывать мелкую кооперацию, то где-то 300 человек. Многие – с самого начала. Люди не уходят. Хороший соцпакет, зарплаты платим далеко не минимальные. Так, сварщик зарабатывает до 15 тысяч гривен. Менеджеры по продажам иногда 20-30 тысяч в месяц. Мы официально платим все налоги, уделяем внимание охране труда.
Полностью преобразили бывший комбайновый завод. В наших отремонтированных цехах приятно работать. У нас на предприятии всегда тепло – есть система автономного отопления на биоотопливе из отходов. Есть столовая для сотрудников, а после работы они могут расслабиться в сауне.
– Знаю, что вы также занимаетесь благотворительностью. Расскажите о таких проектах.
– Недавно мы подарили детскому дому для инвалидов специальную качель-гнездо, в которую их кладут и катают. Наша площадка стоит возле онкоцентра на Космической. Бесплатно устанавливали площадки в детские дома семейного типа.
Один из самых запоминающихся случаев связан с АТО. В 2014 году, когда разбился самолет с десантниками (ИЛ-76), к нам обратились представители КП городского совета «Ритуальная служба». Срочно, на следующее утро, нужны были цинковые гробы. А мы – одно из тех предприятий, где есть цеха по обработке дерева и металла. Вызвали людей на работу ночью. Это было жестко. Представьте, каково людям, которые изготавливают детские площадки, делать гробы. В горсовете обещали оплатить нам материалы, но мы деньги брать не стали. Но ко всему привыкаешь. По сей день раз в неделю отсюда уезжает партия гробов.
Было много случаев, когда мы восстанавливали чужие площадки, чтобы помочь городу. Поэтому, когда Днепру нужны футбольные поля или детские площадки, выбор часто падает на нас. Поверьте, в управлениях и КП горсовета сидят неглупые люди. Перед каждым тендером проводится предмониторинг цен, чиновники бывают на предприятиях. Естественно, им выгодно и удобно работать с теми, кто ближе. Также с денег, полученных нами за продукцию, мы платим налоги в бюджет города. А еще они идут на зарплаты наших сотрудников, которые пойдут их тратить в Днепре и оплачивать социальные расходы здесь же.