Лоукостер WizzAir с марта 2020 запускает шесть перелетов из обновленного аэропорта в Запорожье. Об этом представители WizzAir заявили на пресс-конференции 22 октября. Для жителей Запорожья это, безусловно, прекрасная новость. Помимо возможности дешево путешествовать, заход нового лоукостера позволит создать новые рабочие места и принимать поток туристов и рабочей силы в город. Ведь, например перелет из Запорожья в Гданськ будет стоить менее 400 гривен.
А вот для Днепра новости не слишком утешительные. Ведь в нашем городе новый аэропорт существует лишь в проектах. А лоукостеры вполне могут удовлетвориться Запорожьем, Харьковом, Херсоном, Киевом. То есть, даже, если аэропорт в Днепре когда-нибудь все-таки реконструируют, захотят ли заходить в него новые авиаперевозчики? 49000.com.ua решил разобраться, кто виноват в том, что один их крупнейших в Украине промышленных центров и “космическая столица” страны вдруг оказалась с закрытым небом.
После долгих баталий за государственный бюджет-2020 жители Днепра наконец получили шанс на строительство нормального аэропорта. В общенациональной казне под начало строительства заложили миллиард гривен. Также готов инвестировать в проект глава группы DCH, харьковский олигарх Александр Ярославский, который ранее финансировал строительство аэропорта в родном городе к Евро-2012. Причем, аэропорт будет именно в Днепре, а не в Соленом, как это предполагалось ранее.
О готовности вложиться в строительство взлетной полосы Ярославский говорил еще в 2018 году. Но поменялась власть, и в первом проекте бюджета на 2020 год денег на аэропорт почему-то не оказалось. К счастью, благодаря днепровскому лобби в Верховной Раде, финансирование таки продавили. Теперь у днепрян появился шанс на новый аэропорт. На месте старой полосы построят более современную, оборудуют также новый перрон, рулежные дорожки, терминалы, инфраструктуру. Ориентировочная стоимость реконструкции – 2,9 млрд. грн. Но вместе с тем – долгое строительство, миллиарды государственных и инвесторских денег и зависимость от властной конъюнктуры в высоких кабинетах Киева.
Как же произошло, что Днепр, где всегда был аэропорт, оказался в зависимости от перипетий в Верховной Раде и Кабинета Министров, оставаясь без адекватных воздушных ворот?
Для этого нам стоит вернуться в 2009 год. Днепровская компания «Галтера» покупает у Фонда госимущества акции компании «Днеправиа», которой и принадлежит Международный аэропорт «Днепропетровск».
Фирма была единственным участником и таким образом в руках «Галтеры» оказывается взлетно-посадочная полоса и терминал. Фактически «Галтера» стала монополистом на рынке авиаперелетов в Днепре. По многочисленным сообщениям в СМИ становится известно, что фирму контролируют днепровские олигархи – Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. У них же оказываются самолеты, которые купила другая фирма – «Роза ветров», ныне банкрот.
При покупке, “Галтера” обязывалась вложить 882 миллиона гривен. По факту вкладывает лишь 142,2 миллиона. Позже «Галтера» будет оправдываться – мол, начало российской агрессии в 2014 году помешало выполнить обязательство перед ФГИ. Фонд госимущества такие объяснения не удовлетворяют, тем более, что олигархи обещали вернуть взлетную полосу после реконструкции в собственность государства и не выполнили обязательство. Затяжные суды закончились ничем – из-за неточной формулировки в документах суд отклонил иск Фонда госимущества.
Аэропорт остался в руках Коломойского и Боголюбова. Олигархи времени даром не теряли – установили монополию и перекрыли доступ к аэропорту всем авиаперевозчикам, кроме тех, что аффилированы с принадлежащей им же МАУ. Причем, отказывали не только локальным компаниям, но и международным гигантам вроде Lufthansa, Flydubai, Turkish Airlines. Названия этих фирм известны по всему миру. Политика олигархов лишила днепрян возможности дешево летать в Германию, ОАЭ и Турцию.
Логично, что цены тоже стали отличаться от остальных аэропортов Украины, ведь Коломойский и его партнеры могут нарисовать любые цифры. Ближайшие конкуренты – в Киеве и Запорожье. Так, к примеру, перелет из Днепра в Вену обойдется в 12,3 тысячи гривен. В то же время аналогичный перелет из Киева будет стоить порядка 1,4 – 6,2 тысяч, в зависимости от авиаперевозчика. То есть разница в 4-5 раз. С ценами в 400-700 гривен, которые обещает WizzAir в новом аэропорту Запорожья сравнивать и вовсе не приходится.
Естественно, ни о каких лоукостерах в аэропорту «Днепропетровск» речи не идет.
Ничто так не тормозит развитие рынка, как монополия на нем. Конечно, меня беспокоила ситуация с “Днеправиа” и аэропортом Днепра по причине того, что компания ( “Галтера”, – прим.авт.) фактически получила контроль над аэропортом в Днепре и единственным терминалом в нем. Тогда начались разговоры о том, что там за средства налогоплательщиков надо восстановить взлетную полосу (оценивалась в 2-2,5 млрд грн, которые должны быть профинансированы из госбюджета, – прим. авт.). Мы понимали, что есть высокая вероятность того, что средства госбюджета будут использованы, но при этом небо в Днепре будет оставаться закрытым, и позволять взлет-посадку авиакомпаниям будут выборочно. Это означало, что развитие региона не предвидится “, – рассказывал в интервью 112.ua экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Пассажиров отпугивает и ограниченное количество рейсов, ведь летать оттуда могут лишь пять дружественных олигархам компаний, что сильно сужает географию авиаперевозок.
Мне будет достаточно вменяемого аэропорта, пусть одного на две области. Просто чтобы в любую погоду оттуда летали самолеты в ту точку, в которую нужно, а не в ту, которая в наличии в списке из пяти позиций. Чтобы не надо было из-за каждого мелкого перелета лететь в Борисполь, – возмущенно писал основатель инвестиционного фонда Fusion Дмитрий Томчук.
Вадим Шебанов, который в 2008 году возглавлял управление Днепропетровской облгосадминистрации, занимающиеся подготовкой к Евро-2012, хорошо знаком с проблематикой днепровского аэропорта. По его мнению, в нем нужно реализовывать проект государственно-частного партнерства с участием всех игроков на рынке – местных авиаперевозчиков, европейские, арабские и азиатские фирмы. По мнению Вадима, перевозчиков хватит на всех.
Не зайдет WizzAir, будет тот же Ryanair, или украинский SkyUp, – считает эксперт.
Вместе с тем, заявил Шебанов, Александр Ярославский в эту историю инвестировать не намерен. По словам Вадима, он хочет получить подряд на строительство аэропорта. С другой стороны, это невозможно до тех пор пока, по крайней мере, не будет реконструирована взлетная полоса, которую обязывалась восстановить “Галтера” Коломойского. Ныне на это придется тратить деньги налогоплательщиков.
В итоге, вышло так, что Игорь Коломойский в угоду своим бизнес-интересам закрыл небо для днепрян и жителей области. Ведь пока не появился новый терминал и взлетная полоса, которую вообще обязывалась реконструировать «Галтера», желающие улететь по делам бизнеса, или на отдых вынуждены ехать в Киев, или Запорожье. Более того, за счет государства, а не Коломойского будут восстанавливать взлетную полосу. Хотя обязательства на себя брала именно группа “Приват”. Будет ли когда-нибудь отвечать днепровский олигарх за невыполненные обязательства и установление монополии? Вопрос риторический. Ведь пока суды в Украине явно играют в пользу одиозного олигарха.